Меню
Государственное предприятие "Водоканал Дзержинского района"

Взгляд в прошлое. Как появился Дзержинский польский национальный район. Ч. 6

Боевые действия на советско-польском фронте продолжались до середины октября 1920 года. К этому времени, в ходе контрнаступления, поляки отбросили Красную армию от Варшавы более чем на 300 км и подошли вплотную к Минску. Когда стало понятно, что воюющие стороны истощены до предела, было принято обоюдное решение сесть за стол переговоров.

На этот раз удалось подписать предварительный документ о перемирии, в соответствии с которым военные действия между Польшей и советскими республиками прекратились 18 октября 1920 года в 24 часа. Чтобы избежать дальнейших конфликтов, между советскими и польскими войсками была очерчена нейтральная полоса шириной 30–40 км.

Демаркационная линия и нейтральная полоса, разделившие войска Польши и РСФСР по предварительному соглашению о перемирии

В Койдановском повете этот участок демилитаризованной зоны прошел вдоль населенных пунктов Колосово, Негорелое, Микуличи, Старая Рудица, Боровое, Дягильно, Бегличи, Саковичи, Наследники, Гарутишки. Польский воинский контингент предписывалось отвести к западу от этой разделительной полосы, а красноармейцы остановились на рубежах по линии деревень Чики, Залесье, Крысово и левому берегу реки Усса.

Койданово оказалось в полосе отчуждения, однако ни одна из конфликтовавших сторон не хотела терять контроль над местечком. Поэтому вооруженные конфликты на этом участке продолжались вплоть до заключения окончательного мирного договора

Так, при выводе своих войск на установленные позиции, поляки тем не менее оставили в местечке кавалерийский эскадрон. Это было прямым нарушением условий перемирия, поэтому рота красноармейцев, находившаяся в лесу недалеко от деревни Ферма-Гай, на следующий день атаковала белополяков и заставила их отступить. А вечером состоялся митинг, на котором командир роты обратился к местным жителям и заверил, что война закончилась, и поляки больше не будут их беспокоить.

Было поздно, поэтому уставшие красноармейцы спокойно разошлись по домам, чтобы остановиться там на ночлег. Однако на рассвете следующего дня их разбудили взрывы артиллерийских снарядов, после чего польская кавалерия вновь ворвалась в местечко. Застигнутые врасплох красноармейцы попытались организовать оборону, но силы были неравные и они вынуждены были отступить к железнодорожному вокзалу.

Когда на помощь к ним прибыл Крестьянский полк, поляки снова были выбиты из местечка. Однако в полдень поступил приказ, и части Красной армии спешно покинули нейтральную полосу, чтобы отойти на свои позиции за реку Уссу. Этой ситуацией воспользовались поляки и снова вернулись в Койданово. Они приказали местечковцам запрячь лошадей и собрать всех солдат в польской форме, убитых в уличных боях.

Поляков похоронили на старом католическом кладбище за костелом. При этом погибших красноармейцев запрещено было трогать, и они пролежали на местах боев еще несколько дней

И только после того, как польские войска окончательно вышли из нейтральной полосы, а в Койданово возобновил работу волостной ревком, бойцов Красной армии с почестями предали земле в братских могилах при въезде в местечко со стороны Минска. Позже рабочие лесопильного завода установили там памятники и высадили липовую рощу.  

После отступления поляков ревком, взявший на себя функции советской власти в волости, занялся восстановлением разрушенного войной и польской интервенцией хозяйства. Однако спокойная жизнь на Койдановщине так и не наступила. Сами поляки больше не нарушали установленных перемирием договоренностей, но от своих планов завладеть местечком и его окрестностями не отступили. Добиться своих целей они решили с помощью вооруженного отряда Павла Калечица.

В первые годы советской власти ему удалось добиться должности начальника милиции, но в период польской интервенции этот честолюбивый человек, не имея твердых убеждений и моральных принципов, перешел на службу к оккупантам. Из бывших дезертиров и недовольных советской властью койдановцев он создал военизированную группу, которая под его началом превратилась в карательный орган дефензивы. С его помощью поляки полностью контролировали волость и заставляли жителей беспрекословно выполнять их указания.

Когда Красная армия изгнала польские войска с территории Белоруссии, банда распалась на мелкие группы и ушла в лес, терроризируя местное население. И вот теперь, когда ситуация изменилась, они снова объединились в отряд.

Свой штаб Павел Калечиц организовал на нейтральной полосе в деревне Дягильно и фольварке Яново. Под его командование стали собираться великовозрастные сынки зажиточных крестьян и обшарников, которые не пожелали идти в Красную армию, и поэтому считались дезертирами

По ночам их нередко навещали офицеры польской дефензивы. Во время одного из обильных застолий они убедили захмелевших подручных Павла Калечица напасть на Койданово, чтобы расправиться с ревкомом. Члены банды, ненавидевшие советскую власть, и сами искали повод, чтобы совершить вооруженный налет на местечко. И такой удобный случай вскоре им представился.

Когда ревком объявил об очередной мобилизации на военную службу, несколько дезертиров отказались подчиниться приказу и были арестованы. Их дружки проникли на колокольню Койдановской церкви и ударили в набат. Собравшиеся местечковцы, толком не разобравшись, в чем суть дела, были спровоцированы бунтовщиками на штурм ревкома. Отстранив законных представителей от власти, они освободили заключенных из-под стражи. Это был первый разгон ревкома.

На следующий день на помощь из Минска прибыл вооруженный отряд, и советская власть в Койданово была восстановлена. Ревком возглавил местный житель Гарун, а секретарем назначен Сингаловский. Для поддержания порядка в волости было принято решение организовать вооруженный отряд милиции во главе с Сурьбой.

Ликвидация банды красноармейцами

Приближалась зима, поэтому часть милиционеров выехала в лес на заготовку дров. Они работали на делянке недалеко о деревни Новая Рудица, когда на них напала банда Калечица. С помощью местных мужчин милиционеры были захвачены в плен и переправлены в рубежевичскую тюрьму. Но после переговоров с поляками арестанты были освобождены из-под стражи в обмен на пленных польских солдат.

Несмотря на такой благоприятный исход, ревком все же решил наказать жителей Новой Рудицы, участвовавших в захвате милиционеров в лесу. Их арестовали и привезли в койдановскую тюрьму. Но уже на следующий день в ревком подбросили письмо с требованием в трехдневный срок освободить арестованных. В ревкоме не отреагировал на эту анонимку. После истечения назначенного срока банда Калечица ворвалась в Койданово и во второй раз разогнала ревком.

Тут же был издан приказ за подписью главаря банды о создании в местечке «Койдановской самостоятельной республики»

Сразу начались аресты тех жителей местечка, которые поддерживали советскую власть. Их пытали и избивали шомполами, заставляя отречься от своих взглядов и убеждений. На допросах особенно пострадали члены ревкома и начальник милиции Сурьба.

В общей массе жители местечка не поддержали создание у себя самостоятельной республики и ожидали возвращения частей Красной армии. Однако присланный на следующий день автомобиль с милицией попал в засаду и вынужден был повернуть обратно. Понимая, что для обороны местечка понадобятся дополнительные силы, Павел Калечиц, объявивший себя начальником республики, издал приказ о дополнительной мобилизации всех мужчин. Однако только единицы из них изъявили желание добровольно пополнить ряды бандитов, поэтому для патрулирования улиц насильно были привлечены несколько десятков человек.

На четвертый день, когда самопровозглашенный правитель республики решил объявить о своем переходе на сторону поляков, к местечку подошел отряд красных кавалеристов, который помешал совершить эту провокацию. При их появлении все мобилизованные койдановцы бросили оружие и разбежались по домам. Недолго сопротивлялись и члены банды.

К полудню «Койдановская самостоятельная республика» перестала существовать

К сожалению, в этом бою не обошлось без жертв среди красноармейцев. Их с почестями похоронили в братской могиле на гражданском кладбище.

А изрядно потрепанная банда отступила в Дягильно. Еще несколько раз они пробовали совершать набеги на Койданово, но всякий раз получали достойный отпор. После подписания Рижского мирного договора Павел Калечиц со своими подручными ушел на сопредельную территорию.

К 1924 году с бандитизмом на территории Койдановщины было окончательно покончено, а главарь банды, бывший когда-то начальником милиции, был убит в перестрелке на рынке в Столбцах.

                                                                                     (Продолжение следует)

Виктор УРАНОВ

ООО "МВИнновации"
Лента новостей
Загрузить ещё
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59