Авторский цикл материалов. Нацизм без срока давности (ч. 24). Дзержинщина в огне
Литавец, Любоженка, Глухое Перхурово, Скирмонтово, Садковщина – эти деревни, сестры Хатыни, испытали на себе всю тяжесть нацистского террора в тяжелые годы гитлеровской оккупации. Но это далеко не полный перечень населенных пунктов нашего района, которые, пусть и в меньшей степени, пострадали от рук карателей.
В Год исторической памяти была проведена большая работа с архивными материалами, позволившими вскрыть новые зловещие факты нацистских преступлений на нашей земле. Слишком дорогой ценой отстоял белорусский народ свою свободу и независимость в годы Великой Отечественной войны. Сегодня в республике на государственном учете состоит 1518 захоронений, в которых покоятся останки жертв войны. Это порядка 1 032 999 детей и стариков, мужчин и женщин, подвергшихся геноциду. Не стала исключением и многострадальная земля Дзержинщины. Об этом свидетельствуют многочисленные памятники и мемориальные обелиски.
В 72-х братских могилах на территории района, по неполным данным, покоятся 7450 бойцов Красной армии и партизан, отдавших свои жизни ради Победы. Имена 6811 погибших так и остались неизвестными. Этот скорбный список далеко не полный. Мы не должны забывать о более 20 тысячах человек, ставших жертвами массовых казней, учиненных на Кальвинщине, в урочище Рыжавка, вблизи деревень Ярошовка и Гричино, в шталагах.
За три года оккупации на территории Беларуси было проведено более 140 крупномасштабных карательных экспедиций. Они сопровождались грабежами и издевательствами над мирными гражданами. В огне сгорело 9200 сел и деревень, 5295 из них каратели уничтожили вместе с населением (полностью или частично). Фашисты не прекращали свои набеги: возвращались и вновь проводили карательные акции. Так, в Минской области 92 населенных пункта сжигались дважды, 40 – трижды, 16 – четыре и более раз. В Дзержинском районе через такие чудовищные испытания прошли жители деревни Александрово.
На начало Великой Отечественной войны этот небольшой населенный пункт, состоявший из 31 дома, относился к Узденскому району. В нем проживал 161 житель. Сама деревня располагалась в труднопроходимых отдаленных местах, окруженных лесами, поэтому там обосновались попавшие в окружение красноармейцы. Создав партизанский отряд, они вступили в борьбу с оккупантами. Для ликвидации партизан в июле 1942 года туда был направлен крупный карательный отряд. Более восьми часов народные мстители мужественно оборонялись, сдерживая превосходящие силы врага. Когда закончились боеприпасы, партизаны с незначительными потерями сумели выйти из окружения. Взбешенные неудачей, гитлеровцы и полицейские ворвались в находившуюся поблизости деревнюАлександрово и расстреляли там группу заложников, почти 50 местных женщин и девушек было угнано на принудительные работы в Германию. В тот день сгорело несколько жилых домов и хозпостроек.
После такой жестокой расправы оккупанты не оставили в покое растерзанную деревню. Они повторили свои бандитские набеги в январе и августе 1943 года, во время проведения карательных экспедиций «Якоб» и «Герман». После себя нацисты оставили лишь пепелища. Все трудоспособное население было арестовано и отправлено в рабство в Германию. Около 30 стариков, женщин и детей согнали в дом, закрыли его и подожгли вместе с людьми… В этом кошмаре чудом выжило несколько семей. До прихода частей Красной армии в июле 1944 года они ютились в землянках. И только после войны началось восстановление Александрова.
На Дзержинщина заполыхали дома жителей уже в первые дни оккупации. Во время оборонительных боев на территории нашего района в конце июня 1941 года полностью была уничтожена деревня Волка, частичным разрушениям подверглись деревни Полоневичи и Боровое.
На рассвете 28 июня 1941 года, в первый день прохождения германских танковых колонн через Дзержинск, там вспыхнул большой пожар, уничтоживший улицу Вторую Ленинскую и центр города. На городском кладбище было расстреляно около 20 мирных граждан. На следующий день пьяные гитлеровцы подожгли осветительными ракетами еще несколько домов в других частях райцентра.
Установление оккупационного режима и «нового порядка» также сопровождалось актами террора. В июле 1941 года эсэсовцы из охранного батальона совершили набег на деревню Пересветовщина Путчинского сельского Совета. В деревне Станьково по доносу предателя была арестована группа советских активистов. Фашисты решили устроить показательную казнь для устрашения населения. По свидетельству очевидцев палачи избили узников до полусмерти. Затем, полуживых, обмотали колючей проволокой, приковали к стенам домов и подожгли их. И с каждым годом оккупации зверства нацистов только усиливались.
Судить о том, сколько деревень Дзержинщины в годы оккупации (1941–1944 годы) подверглось нападению карателей, можно по таблице, составленной на основе данных электроной базы Национальной академии наук. А также исходя из уточненных сведений, появившихся в ходе расследования Генеральной прокураторой уголовного дела, возбужденного против нацистских преступников и их пособников по факту геноцида белорусского народа.
٭не установлено
Текст: Виктор Уранов