Мастера по всем видам спорта. О специфике работы рассказали женщины – учителя физкультуры
Укреплять здоровье детей и подростков, улучшать их физическое развитие и приучать учащихся к здоровому образу – эти задачи ставят перед собой все учителя физической культуры. Именно на их уроках происходит формирование сильного и активного человека. Важную роль в этом непростом деле играет личность самого наставника, на чьи плечи (порой очень хрупкие!) возложена большая ответственность. Мы пообщались с творческими, инициативными и активными педагогами из гимназии г. Дзержинска, для которых спорт стал частью жизни и профессией.
«Мастер по всем видам спорта»
Анастасия Абромчик переехала в наш город из Минска. Ее дом находился возле РЦОП по легкой атлетике, или, как многие называют, спортивного комплекса «Трудовые резервы». Однажды в школу, в которой училась девушка, пришли рекламировать различные спортивные секции. Среди них была и легкая атлетика. 9-летняя Настя заинтересовалась и начала заниматься спортивной ходьбой.
Через два года история повторилась. Однако в этот раз интерес у юной спортсменки вызвал лыжный спорт. И она увлеклась биатлоном.
Совмещать два разных вида оказалось не так сложно, как кажется на первый взгляд. И хоть бег – это то, чем занимаются преимущественно в теплое время года, а лыжи связаны с зимой, все же и то, и другое – циклические виды спорта, развивающие у человека выносливость.
– У меня не возникало никаких трудностей, когда я занималась легкой атлетикой и биатлоном, – вспоминает Анастасия. – Скорее наоборот. Ведь основная подготовка лыжников происходит весной, летом и осенью. Зима же – сезон соревнований. Бегать мне было уже несложно. Добавились только определенная техника и стрельба.
С 13 лет Анастасия занималась уже только биатлоном, а в 15 лет уехала учиться в Витебское государственное училище олимпийского резерва. Через три года вернулась в Минск и поступила в Белорусский государственный университет физической культуры, где и продолжила активную спортивную деятельность.
– Я была мастером по всем видам спорта, – смеется Анастасия. – Так мы шутливо называли тех, кто принимал участие во всех соревнованиях. Таких, как я, было еще несколько человек. Гимнастика, легкая атлетика, борьба – нам всё нравилось! Только вот плавать я боялась. Но смогла преодолеть страх – ведь необходимо было сдавать нормативы по плаванию.
Кроме спортивной ходьбы, легкой атлетики, лыжных гонок и биатлона, в «спортивном» списке увлечений Анастасии присутствуют еще волейбол, многоборье и… карате-киокушинкай!
После окончания университета Анастасия осталась там работать старшим преподавателем по биатлону на кафедре лыжного и стрелкового спорта и обучала будущих учителей физкультуры.
Что касается карате, то им Анастасия начала заниматься недавно. К этому времени у девушки уже появилась семья, и первым, кто увлекся этим видом спорта, был ее сын. И пока он тренировался, девушка, чтобы не терять времени зря, бегала. Это заметил тренер по карате. Он предложил Анастасии самой стать тренером по общефизической подготовке у 3–4-летних малышей, которые хотят заниматься карате.
О профессии учителя физкультуры Анастасия впервые задумалась в детстве, хотя тогда это было еще неосознанно. Но однажды став педагогом, она ни разу об этом не пожалела. Девушка чувствует себя комфортно, находясь рядом с детьми, общаясь, бегая и прыгая вместе с ними.
В гимназии девушка преподает у пятых классов. С ними, по словам Анастасии, особых трудностей не возникает, хотя у ребят сейчас переломный период – адаптация после начальной школы. И если возникают какие-то проблемы с дисциплиной – молодой учитель быстро их решает.
– У меня есть цель – добиться идеальной дисциплины и организованности детей на своих уроках, – делится планами педагог.
Кроме уроков, девушка ведет еще спортивную секцию по биатлону.
Она уверена, что находится на своем месте, и стремится сделать так, чтобы каждый ее ученик был здоровым, ловким и выносливым. Ведь сама Анастасия не представляет свою жизнь без движения.
Поиски себя
В новом учебном году в гимназию учителем физической культуры и здоровья пришла работать и Елена Расторгуева, уроженка Могилевской области.
Спорт стал частью жизни Елены, когда она была четвероклассницей. В школу, где училась будущая спортсменка, пришел тренер по фехтованию, заменявший тогда основного преподавателя физкультуры. Заметив Елену, которая в тот момент сдавала нормативы, он предложил ей попробовать сходить на тренировку. Одним занятием не обошлось, и девочка увлеклась и стала серьезно заниматься.
После окончания школы Елена четко знала, куда хочет поступать. И хоть родители видели в ней будущего бухгалтера, она все же прислушалась к себе и поступила в Белорусский государственный университет физической культуры.
– Студенческие годы – это один из лучших периодов в моей жизни! – вспоминает Елена, отмечая, что сделала в свое время правильный выбор.
Жизнь не стояла на месте. Интересная учеба в университете, замужество, рождение ребенка… Спортивная деятельность продолжала играть важную роль в судьбе Елены: работала она в тренажерном зале, затем в ГУО «Черниковщинский УПК детский сад – базовая школа», пока не решила сменить род занятий. Елена попробовала себя в качестве офисного работника.
– Долгое время работала в офисе, – рассказывает девушка. – Но понимала, что это не мое. Мне некомфортно было вести сидячий образ жизни. Не хватало активностей и энергии. А еще я понимала, что мне гораздо интереснее работать с детьми.
В какой-то момент Елена, видя, как нарушения осанки не дают детям возможности улучшить физические качества и избежать проблем со здоровьем в будущем, стала углубляться в тему коррекции опорно-двигательного аппарата.
– После университета прошло достаточно времени, и мне вновь захотелось обновить свои знания анатомии, физиологии и биомеханики. Я стала посещать соответствующие курсы, – продолжает вспоминать Елена. – И в какой-то момент поняла, что могу помогать детям своими знаниями.
Оставив работу в офисе, Елена вернулась к преподаванию. Теперь она может воплощать свои идеи в реальность, став учителем в гимназии.
Конечно, бывают и трудности, ведь работа с детьми – большая ответственность. Очень важным для Елены является позитивное общение со своими учениками. А еще дисциплина и техника безопасности, без которых на уроке физкультуры не обойтись.
Елена также ведет спортивный кружок по общей физической подготовке у ребят младших классов.
– Когда я вижу мотивированных детей, когда чувствую их отдачу, то у меня появляется еще больше энергии, – рассказывает Елена. – К тому же я считаю себя и свою профессию очень творческими
Случайности не случайны
Вот уже четвертый год в гимназии г. Дзержинска учителем физкультуры работает Анна Баскова, которая, в отличие от своих коллег, не предполагала, что ее жизнь будет связана со спортом.
В детстве девушка ходила в музыкальную школу, обучалась игре на фортепиано, и никакой спорт ее не интересовал. Закончила Анна Пинский колледж УО «БРГУ им. А. С. Пушкина» по специальности «Начальное образование». К слову, в семье Анны уже есть педагоги: бабушка и тетя являются учителями начальных классов.
Группа, в которую зачислили Анну, была разделена на две части: физическое воспитание и творчество. Она выбрала первую подгруппу. Так в жизнь и вошел спорт.
После окончания учебного заведения нужно было работать по распределению. И по воле случая Анна оказалась в Дзержинском районе. Какое-то время работала воспитателем в детском саду, а затем пришла в гимназию.
Ведет уроки физкультуры Анна Баскова у детей разного возраста и к своей работе относится очень ответственно. Немаловажным считает поддержку более опытных коллег, которая просто необходима любому учителю, особенно в начале его педагогического пути.
В этом учебном году Анна стала водить гимназистов в бассейн. Тогда вдруг поняла, насколько ей самой нравится плавание.
– Когда ребята делают какие-то успехи в плавании, когда у них все получается, я испытываю невероятные эмоции! – делится Анна своими впечатлениями.
Как и ее коллеги, Анна уверена, что быть учителем физической культуры – значит быть творческим человеком.
– Чтобы детям было интересно на уроке, учителю нужно все время что-то придумывать. Одной физической нагрузкой не обойтись, – уверена педагог
А еще Анна считает, что нельзя оставаться на месте. Каждому человеку необходимо развитие. И речь идет не только о физическом развитии, но и о профессиональном. Ведь очень важно двигаться вперед, совершенствоваться, находить новые увлечения и открывать в себе, возможно, пока еще скрытые таланты.
Вероника КОЛОДИНСКАЯ