Меню

«Улавливала даже малейшую вибрацию». История ребенка с нарушением слуха

Валерия Поддубская, на первый взгляд, самый обычный ребенок. Жизнерадостная, активная девочка с обворожительной улыбкой. Незнакомым людям трудно поверить в то, что Лера – слабослышащая. С самого рождения малышка столкнулась с тяжелым пороком развития. И к своим четырем годам сменила одну группу инвалидности на другую.

«Результат не долеченной болезни»

Мама Леры Вероника рассказывает, что проблемы со слухом у дочки начались как следствие другой аномалии развития.

— Врачи нам сказали, что это результат не долеченной болезни. У Леры была врожденная атрезия пищевода. Почти 6 часов ей делали сложную операцию. Это было на третьи сутки после рождения. Тогда же ей диагностировали двустороннюю пневмонию. Каждый раз, когда у дочки резались зубки, пневмония обострялась.

Врожденная атрезия пищевода – это патологическое состояние врожденного характера, при котором у детей отсутствует соединение между верхним и нижним сегментом пищевода. При таком заболевании пища, которую получает младенец, скапливается в нижней части верхней трубки пищевода, что в результате при отсутствии лечения в 100% случаев приводит к гибели малыша. Иногда верхние отделы пищевода соединяются с трахеей, из-за чего пища может попасть в дыхательные пути, оттуда в легкие, и вызвать аспирационную пневмонию. 

В два года девочка не разговаривала. Звуки, которые все-таки пыталась произнести малышка, мало походили на полноценную осознанную речь.

— Зато она очень хорошо улавливала даже малейшую вибрацию, вспоминает Вероника. — Чувствовала, когда в небе летел самолет, показывала нам. Улавливала, что едет машина, и отходила на обочину.

Дома Лера всегда знала, где что лежит и брала без спроса. Но родители все-таки стали замечать, что у малышки проблемы со слухом. Когда та приходила с детского сада, вместо того, чтобы спросить насчет ужина, она хватала со стола миску и округляла глаза. Таким образом показывала маме, что голодна.

24 сентября во всем мире отмечается День глухих. Эта дата – повод еще раз вспомнить, что у всех людей равные права, равные возможности.

На платной основе Лера занималась у логопеда. Как оказалось, проблемы со слухом восполнились отличной зрительной памятью. Малышка с легкостью складывала мозаику, делала разные упражнения с педагогом. Но развитию речи это почти никак не способствовало.

— Логопед посоветовала нам съездить на Сухую, 8 в Минск в центр оториноларингологии. Так получилось, что у Леры в этот момент пошло сужение пищевода в том месте, где сшивали. Она не могла глотать: все выходило обратно. Поэтому поехали тогда не на Сухую, а в Боровляны. Там впервые ей под вопросом поставили диагноз «нарушение слуха». Нам выписали препараты для развития речи у детей. Но совмещать эти лекарства с теми, что она принимала из-за проблем с пищеводом, было нельзя.

«Сняли одну группу и поставили другую»

Еще одна операция на пищевод в Боровлянах – и малышку отвозят в центр оториноларингологии. Для того, чтобы выявить степень поражения слуха, ее направили КВСП. Это специальная диагностика с точным и глубоким исследованием, которое хорошо подходит для новорожденных и маленьких детей, потому что действий со стороны пациента при этом не требуется. Но Лера перенесла его с трудом.

— Когда на нее начинали вешать провода, она плакала. Думала, что ей опять будут делать операцию. Из-за этого долго не поддавалась уговорам врачей. Но КВСП все-таки сделали и поставили диагноз — утрата слуха 3-й степени на два ухо. Одно у нее слышит чуть лучше, чем другое. Тогда же Лере сняли группу инвалидности из-за сужения пищевода (в хирургических вмешательствах она больше не нуждалась) и открыли другую – по слуху.

«Буквы учили с помощью жестов»

Родители Леры еще долго не слышали от девочки даже свойственных детям лепета и комбинации слогов, таких как «ма-ма», «ку-ку». Искали для нее врача-сурдолога — в Дзержинске с этим сложно. В итоге нашли специалиста в Минске.

— Ольга работала в специальном детском саду для таких детей, как Лера. Очень хорошая женщина. В 4 года мы стали возить дочку к ней на занятия, и уже к 6 годам она научилась и говорить, и читать, и писать. Помогла развитая зрительная память. Читает Лера хорошо, быстро. Буквы выучили с помощью жестового языка. Но проблема пока в том, что ей сложно понять суть прочитанного. Поэтому сидим с ней, под каждое предложение рисуем картинки. 

Каждый день девочка начинает с того, что надевает слуховой аппарат. Его выдают бесплатно раз в два года. Правда, только на одно ушко. На второе родители докупают сами. Без аппарата Лера может услышать только очень громкие звуки.

Несколько лет назад девочку из Дзержинска заметил популярный российский блогер и певец Дава (Давид Манукян). По просьбе мамы Леры он купил ей два слуховых аппарата и прислал с курьером к ним домой. 

— Я видела, что Дава ведет блог о помощи. Там он помогает детям, которые в этом нуждаются. В одном из роликов он показал, как купил ребенку инвалидную коляску. В другом – слуховой аппарат. И я подумала: а почему бы и нам не попробовать? Мы ему написали, и он ответил! Новые слуховые аппараты Дава подарил нам, когда Лера пошла в первый класс.

Наушники от звезды были российского производства. Настраивать ездили аж в Москву: в Беларуси за них не взялись. По словам мамы Леры, в переводе на белорусские рубли за два вышло больше 5000. Рассчитаны они на 10 лет пользования при должном уходе за ними.

— На ночь она слуховые аппараты снимает. Каждую неделю меняем в них батарейки. Для аппаратов нужна специальная сушильная машинка, тщательный уход. Тогда они прослужат дольше.

«Два года в первом классе»

Сегодня Лера ведет самый обычный образ жизни: учится в школе (правда, интеграционном классе), увлекается танцами и рисованием, в свободное время любит смотреть Тик-Ток.

— Мы ходим в среднюю школу №4. Сейчас у нее 3-й класс, но по факту – второй. Потому что два года подряд они учат программу для первоклассников. Также ездим в Ждановичскую школу для детей с нарушениями слуха, где нам выдают специальные учебники.

Труднее всего Лере даются пересказы и длинные стихотворения, которые задают учить наизусть. Чтобы запомнить материал, школьница много раз читает его, а потом закрывает глаза и рассказывает вслух.

— Если забудет какое-то слово, считывает его с картинки, которая встает у нее перед глазами. Страница учебника быстрее врезается в память, чем строчки стихотворения.

Речевого разнообразия, как у среднестатистического человека, в лексиконе Леры нет. Пододеяльник, простынь, плед — для нее это все «одеяло». Вещи, названия которых она раньше не слышала, называет другим словом со схожим смыслом.

Словарный запас Леры, конечно, не такой богатый, как у сверстников. Связано это с тем, что из-за нарушения слуха девочка гораздо позже начала развиваться.

«Дурочка, плохо разговаривает!»

С другими детьми Лера учиться находить контакт. Если они ее не понимают, не ленится повторять одно и то же несколько раз. Случаются и срывы – общение с людьми нелегко дается даже абсолютно здоровым.

— Дети во дворе сначала смеялись: “Дурочка, плохо разговаривает!”. Мы живем в социальном доме, где почти у каждого второго ребенка есть какие-то проблемы со здоровьем. Поговорили с родителями, объяснили детям, что у кого-то болит глазик, у кого-то – ушко, у кого-то – ножка. И это не повод для оскорблений, ко всем нужно относиться с уважением. Сейчас обстановка спокойная.

В школе одноклассники время от времени подшучивают над девочкой. Однажды поставили ее к доске и смеялись над тем, что та не умеет разговаривать. Но Лера грамотно и тактично воспользовалась своей особенностью: сделала вид, что ничего не слышит, и не среагировала. 

Для мамы Лера — обычный ребенок, который почти ничем не отличается от других детей.

— Хотя умом, конечно, понимаешь, что есть проблемы. В детстве вообще ее очень сильно с папой жалели. Все ей покупали, шли на уступки. А сейчас пожинаем плоды безграничной жалости к ней, — улыбается Вероника. — Долго думали над рождением второго ребенка. Волновались, хватит ли внимания дочке, как она отнесется к пополнению? В пять лет у Леры появился братик. И сейчас девочка в нем души не чает.  Пусть не без трудностей, но Лера постепенно вливается в общество, учится, развивается и радуется тому же, что и другие дети. В этом ничего удивительного нет: мы все – люди, и у каждого свои особенности. Просто нужно уметь их принимать и учить этому окружающих.

ООО "МВИнновации"
Лента новостей
Загрузить ещё
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59