Руководитель студии «Арт-кукла» Оксана Вайкшнарис: как воспитать в детях любовь к искусству
Еще великий Пабло Пикассо говорил: «Каждый ребенок – художник». И, кстати, первую свою известную картину будущий гений написал, когда ему было 8 лет. Покоряют своими талантами художественные конкурсы и дзержинские ребята. Недавно воспитанники образцовой студии «Арт-кукла» Центра творчества детей и молодежи Дзержинского района привезли сразу 6 дипломов с 18-го международного конкурса живописи и графики «На своей земле».
«У детей надо учиться»
Но о победах чуть позже. А пока – о творческом процессе. Вспомним продолжение цитаты Пикассо: «Трудность заключается в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста». Оказывается, в работе с детьми самое главное – сохранить их прелестную непосредственность и открытость всему новому и неизведанному. Руководитель студии «Арт-кукла» Оксана Вайкшнарис – педагог с большим опытом, сердцем и желанием развиваться – хорошо знает, как это сделать.
— Один мой преподаватель с художественной школы Владимир Иванович Щербин когда-то говорил: «Надо учиться у детей». Не нужно навязывать им свое мнение, лучше прислушаться к ребенку. Те идеи, что порой приходят им в голову, никогда не смог бы придумать взрослый. И это здорово! Чем младше ребенок, тем он свободней, активней. Потому я люблю, когда родители приводят к нам детей чуть ли не с пеленок. С возрастом мы начинаем замыкаться в себе, чаще тянуться к компьютерам или телефонам, а не живому общению. Фантазия становится скуднее. Ребят постарше стараюсь, в первую очередь, зажечь, расшевелить: ведь где-то глубоко внутри у них все это есть.
«Раньше студией руководила Наталья Александровна Малова. При ней у ребят были большие победы на разных конкурсах. И мы держим марку».
Кстати, сегодня студию посещают 136 учащихся от 3 до 21 года. Есть дети с особенностями развития. Берут в студию абсолютно всех: мальчишек, девчонок, горожан и жителей сельской местности. На их способности «со старта» Оксана Александровна не смотрит. Она убеждена: нет детей, которые не умеют рисовать. Пробудить в них художника – это задача педагога.
— Все дети рисуют — это заложено в них природой с рождения. Для них рисование – это способ познания мира. Проблемы начинаются тогда, когда от кого-то ребенок услышит в свой адрес осуждение или встретит непонимание. «Некрасиво», «Что это за каляки-маляки?» — такие высказывания от родителей или окружения могут отбить тягу к творчеству. Ребенок теряет уверенность в себе. Боится поставить на листе даже точку. И сдвинуть его потом с места очень тяжело, — делится педагог.
«Закрываем глаза и рисуем!»
Развивать творческие способности помогают пленэры на свежем воздухе, интересные задания, техники рисования.
— Обычно дети как идут по улице? Спешат, уткнувшись в экран телефона, не замечая красоту окружающего мира. Потому, как только выглядывает солнце, я вывожу их на пленэр и так мы работаем до самого лета. И есть результаты! Во-первых, им это очень нравится. А во-вторых, они учатся замечать красоту в мелочах: листиках, веточках, необычном переплетении корней деревьев. Потом даже, когда приходят на занятия, начинают мне рассказывать: «А вы видели, почки уже распустились и листочки позеленели!».
«В любом деле у ребенка должны быть желание. Без него не будет достойного результата».
Сразу несколько занятий Оксана Александровна посвятила… созданию с нуля собственной книги! Каждый ребенок придумывал и разрабатывал сюжет, главного персонажа. Какой будет герой книги? Хороший он или плохой, будет спасать мир или «шкодничать», а главное — чем это все закончится? А потом все это оформляли, рисовали…
— Дети начинаются фантазировать, включаться в работу, творчески мыслить. Я сама в детстве любила сочинять книги. Поэтому и с ребятами с удовольствием этим занимаюсь! А еще был у нас блок, когда мы разных микробов придумывали, инопланетян, неизвестные планеты, несуществующих животных, птиц. Кто-то может с этого посмеяться. Но мы разные нетрадиционные техники в работе используем. Это очень хорошее средство, чтобы побудить ребенка к действию.
На занятиях в «Арт-кукле» ребята используют разные нетрадиционные техники рисования: кляксографию, монотипию, «царапки» и другие.
Думаете, творческий кризис переживают только поэты, профессиональные художники или артисты? Вовсе нет! Бывает он и у детей. Оксана Вайкшнарис советует: в таких случаях нужно просто отвлечься или подойти к делу с другой стороны.
— Случается, что задана тема, а дети не могут придумать, что рисовать. Я предлагаю им забыть об этом, закрыть глаза и рисовать просто «каляки-маляки». Когда все готово, мы открываем глаза и пытаемся рассмотреть в них разные образы. И иногда очень интересные находим! Дорабатываем, и получаются отличные картины. Даже на конкурсах разных потом выигрывают. Между прочим, этим приемом пользовались и некоторые всемирно известные художники.
Лучшая награда – успехи учеников
Руководитель студии на одной волне с детьми: она их понимает, поддерживает и развивает. Когда-то в юные годы Оксана Вайкшнарис сама одерживала много побед на художественных конкурсах, привозила награды и медали из разных стран и городов. Поэтому сейчас, как никто другой, она заинтересована в достижениях своих воспитанников.
— Объявления о творческих конкурсах приходят нам от управления по образованию, спорту и туризму. Слежу также за новостями в интернете. Конкретно в конкурсе «На своей земле» мы участвуем уже больше 10 лет. В этом году я отправила 13 детских работ. Хотя число это не люблю, обычно стараюсь отправить 12 или 14. А тут подумала, была-не была, попробую. И не прогадала! Впервые у нас такой результат – половина работ с дипломами!
Воспитанники Оксаны Вайкшнарис ежегодно приносят в копилку достижений района около 60 наград республиканского и международного уровня.
Диплом с медалью за рисунок «Птицы улетают в теплые края» получила Анна Гурко. Малышке всего пять лет, участвовала она в подобном конкурсе впервые. И такой успех! Диплом лауреата получили Ольга Аверьянова (рисунок «Рак-усач») и Ксения Костюченко (рисунок «День рождения кота Тимки»). Ксения, кстати, помимо диплома лауреата получила еще один, но уже за другой рисунок. Отмечены наградами еще две воспитанницы – Евгения Проскурякова и Вероника Герман.
— Детям нравится эта конкурсная деятельность. Как только заканчивается один конкурс, они приходят и спрашивают, когда уже будет следующий. У них появляется стимул, желание работать, творить. Сейчас вот от здравоохранения проводят конкурс на лучший рисунок по теме «Вакцинация». Там можно заработать хороший приз.
Аня Гурко уже даже подготовила новый рисунок. Девочка немного пофантазировала и переделала сказку «Репка» на современный лад.
— Смотрите, вместо репки здесь – большой шприц. Все его тянут, а он отрывает лапки от вируса. Сейчас его победят, и все будут здоровые! – объясняет свой творческий замысел Аня.
У Оксаны Александровны уже есть планы на следующий учебный год. Педагог планирует сместить фокус внимания не детей постарше.
— Сейчас востребованная специальность – дизайнер. Дети приходят к нам в студию, хотят поступать в будущем на художественные специальности. Но у нас пока не стоит цели готовить их к поступлению. Поэтому в следующем году хочу создать отдельную группу, за лето разработаю программу. Будем работать конкретно на поступление. Мечтаю об открытии собственной студии. А еще о том, чтобы к нам на занятия могли приезжать и дети из сельской местности. Пока что это затруднительно, но поверьте, эти ребята – очень способные и талантливые!
Сомнений в том, что задуманное удастся когда-нибудь осуществить, после беседы с Оксаной Александровной не остается. Слишком велико желание педагога одарить своими знаниями и умениями как можно больше детей с разных уголков Дзержинщины!