На что может жаловаться пассажир и почему билет — не бумажка, узнали в транспортной инспекции
Все мы в той или иной мере являемся пассажирами. Для кого-то общественный транспорт — жизненная необходимость, когда речь идет о ежедневной трудовой миграции из одного города в другой, кому-то он нужен изредка, если дело лишь в альтернативе личному автомобилю, для третьих автобус или маршрутка — возможность добраться в больницу или, например, социальную службу. Но все без исключения хотят комфорта, удобства, оперативности доставки и, конечно же, безопасности.
Последнюю в линейке перечисленных требований стоило бы поставить на первое место, ведь чаще всего безопасный проезд зависит от множества факторов и условий, за соблюдением которых призваны следить контролирующие службы. Она из таких — Транспортная инспекция Министерства транспорта и коммуникаций Беларуси. С актуальными вопросами «МП» обратилась к первому заместителю начальника Юрию Костюку.
— Не секрет, что повышенный интерес к безопасности на дорогах, и, в частности, в сфере пассажирских перевозок, возник после резонансного ДТП в Смолевичском районе. А на днях в общую статистику добавилась еще и авария с маршруткой под Бобруйском. Понятно, что эта сфера услуг не единственная контролируемая вашей службой, но здесь явно наметились какие-то проблемы.
— Контроль в сфере пассажирских перевозок — это лишь малая часть работы нашего ведомства, поэтому говорить только о контролирующей функции транспортной инспекции не стоит. Если сегодня ГАИ отвечает за безопасность дорожного движения, то мы, в свою очередь, контролируем соблюдение производителями транспортных работ и услуг законодательства. Те, кто работает в сфере автомобильных перевозок понимают, о чем идет речь. Но в каких-то моментах наши функции и функции Госавтоинспекции пересекаются.
Что касается резонансных ДТП, о которых было сказано выше, то я бы воздержался от лишних комментариев по этому поводу, так как последнее слово еще не сказало следствие. А оно пока не закончено. Наши работники в пределах своей компетенции привлекаются к расследованию, у нас есть ряд поручений по проведению контрольных мероприятий, а потому выводы делать рано. При этом хотелось бы отметить, что все мы видели даже по фотографиям, что на встречной полосе оказался именно МАЗ. Учитывая данное обстоятельство, становится ясным, что и водитель маршрутки, и владелец частного автомобиля могут оказаться пострадавшими не по своей вине.
— Говоря о пассажирских перевозках, в частности, о работе маршруток, которые сегодня очень популярны у населения, нельзя не коснуться такого вопроса, как техническая исправность машин, которые испытывают колоссальные нагрузки, курсируя из города в город по плотному графику и перевозя за день сотни пассажиров. Что предусмотрено законодательством в этой части и какие нарушения выявляются?
— Если говорить о требованиях к техническому состоянию транспортных средств, а речь мы ведем именно о маршрутных такси категории М2, то их существует целый перечень.
С ним хорошо знакомы владельцы транспортных средств, которые должны соблюдать все эти пункты и не допускать к участию в дорожном движении транспортные средства, не соответствующие требованиям безопасности.
Одна из основных профилактических мер — это государственный технический осмотр, и владельцы транспортных средств, задействованных в пассажирских перевозках, проходят его дважды в год.
Кроме этого, ежедневно перед выходом на маршрут такое транспортное средство должно проверяться на предмет технической исправности. Понятно, что к перевозкам машины с проблемами не допускаются. В случае нарушения данного требования, перевозчики привлекаются к ответственности.
— Требования к автомобилям прописаны, а есть ли такой перечень правил по допуску к участию в движении самого водителя транспортного средства?
— Есть аналогичное нормативно-правовое предписание, регламентирующее порядок допуска водителя к участию в дорожном движении. Он комплексный и начинается еще на стадии трудоустройства водителя, который должен иметь на руках ряд документов.
Также ежедневно работодателем должен быть организован предрейсовый контроль, задача которого установить, может ли водитель осуществлять свои функции.
В этой части выявление нарушений также может быть чреватым и для самого водителя, и для перевозчика.
— Есть ли определенные правила поведения для водителя при работе на маршруте? Когда, например, он должен «обилечивать» пассажиров?
— Если мы говорим про регулярные перевозки пассажиров, то нужно начать с того, что договор, заключаемый между пассажиром и перевозчикам, которого в данном случае представляет водитель, является публичным. Подтверждаются эти договорные отношения выдачей билета. При этом и у потребителя, и у того, кто оказывает услугу, есть права и обязанности. Все это позволяет регулировать решение вопросов, которые могут возникнуть с обеих сторон.
В любом случае, пассажир, заметив нарушение, имеет право сообщить о нем как перевозчику, так и в службу защиты прав потребителей.
Что касается выдачи билетов, то водитель, бесспорно, обязан это сделать до начала движения.
— Мы плавно подошли к вопросу наполняемости маршруток. В праве ли водитель брать «на борт» пассажиров стоя?
— Каждое транспортное средство имеет свои технические характеристики. Если в них заложена возможность перевозки пассажиров стоя, то понятно, что это не является нарушением. Тут нужно разбираться по каждому транспортному средству индивидуально.
В технических характеристиках транспортного средства должно быть четко зафиксировано, какое количество пассажиров в нем можно перевозить сидя и какое стоя.
При проверке данные сопоставляются и если они расходятся с требованиями, то принимаются соответствующие меры взысканий.
— Ваше профильное министерство на днях объявило масштабную проверку работы маршрутных такси, в котором примет участие и транспортная инспекция. Есть ли планы проверки, и окажутся ли в зоне повышенного внимания контролеров самые перегруженные маршруты?
— Во время проверки в первую очередь будут затронуты регулярные перевозки, в частности, работа транспорта категории М2, микроавтобусы до 5 тонн. И это не только касается безопасности. Например, сегодня есть транспорт, который, якобы осуществляя нерегулярные перевозки, работает по принципу регулярных.
Особое внимание будет уделено маршрутам, которые, по нашему мнению, имеют высокую степень социальной опасности.
Нужно отметить, что это не разовая вынужденная мера, такие проверки проходят на регулярной основе. Сейчас лишь сместятся акценты на определенные вопросы.
Хотелось бы также обратиться к пассажирам, которые должны помнить, что безопасность перевозок зависит и от них в том числе. Если он заметил нарушение, то не стоит об этом молчать. Или же, видя то или иное нарушение, воздержаться от поездки на транспорте данного перевозчика.