Бывший командир войсковой части 1463 поделился историей своего боевого пути
Для Владимира Гончарова День пограничника в числе самых главных праздников. Ведь за плечами у него 28 лет службы в погранвойсках. Из них девять лет он возглавлял войсковую часть 1463 в г. Дзержинске. Довелось также служить в Афганистане. Накануне профессионального праздника ветеран погранслужбы вспомнил яркие моменты своего боевого пути.
Родом с Кубани
Родина Владимира Гончарова — Краснодарский край, станица Скобелевская. Два его деда были казаками, участвовали в охране государственной границы — конными разъездами в порядке очереди.
Прошли гражданскую и советско-финскую войну, сражались на Халхин-Голе. К сожалению, в Великую Отечественную оба погибли. Еще один дедушка даже в преклонном возрасте во время войны был сапером — подрывал мосты.
— Мой отец также воевал. Да и в детстве игры у нас были в основном в войнушку, — вспоминает Владимир Гончаров. — Мой дядя был летчиком. Погиб на Днепре.
«Помню, в детстве мечтал быть таким же, как он. Очень дядей гордился. Планировал поступать в летное училище»
Выбор профессии
К сожалению, этой мечте Владимира Васильевича не суждено было исполниться. Он не прошел медкомиссию — подвело сердце.
— Прыгал, бегал, приседал — так хотелось поступить. Но врачи обнаружили в сердце дополнительную хорду и не пропустили, — вспоминает ветеран пограничной службы. — Тогда решил поступать в автомобильное училище Харькова, Киева или Рязани. Выбирал, что поближе.
Но там другая проблема — недостаточный возраст для поступления и большой конкурс. Владимиру до 17-летия не хватало пары месяцев.
— Так что я оказался в автомобильном училище Уссурийска. Отец, как участник войны, написал письмо. Там ответили, чтобы приезжал, — рассказывает Владимир Гончаров. — Отучился четыре года. И так вышло, что в соседнем взводе двое ребят отслужили в свое время пограничниками. Один — в Закавказье, другой — на Дальнем Востоке. Как-то сдружились. Парни много рассказывали о своей службе.
Дорога в Крым
Училище в Уссурийске Владимир Гончаров окончил с отличием, появился выбор — в какие войска и в какой населенный пункт отправиться на срочную службу.
— Я выбрал погранвойска Западного пограничного округа. Они в Киеве раньше были. Но по приезде оказалось, что по моей специальности мест нет. Я был инженером по эксплуатации и ремонту автотракторной техники. Мне предложили замполитом на заставу. Но я отказался. Не мой профиль. Да и не особо разговорчивый был. Еще вариант — заместителем начальника по боевой подготовке. Тоже отказался. Все просил по своему автомобильному профилю, — вспоминает пограничник.
Так Владимир очутился в Крыму на должности командира автомобильного взвода обеспечения. Сама часть располагалась в Симферополе.
— Охраняли там правительственные госдачи по Южному берегу Крыма, от Севастополя до Керчи, с марта по ноябрь. В остальное время была боевая учеба, — рассказал Владимир Васильевич. — Через год службы женился. И тут звонок: в Брестском пограничном отряде освободилась должность начальника ремонтно-технической мастерской. И я поехал. Обустроился, через два месяца в Брест за мной переехала супруга Валентина. Здесь родился наш сын Владимир.
«Служить было интересно. Выезжал на границу, ремонтировали автомобили и тракторы»
В Афгане
Внезапно в мае 1983-го Владимиру приходит телеграмма — нужно ехать в Афганистан.
— Сыну уже было четыре годика. Супруге Валентине сказал, что еду в Самарканд на трехмесячную переподготовку, чтобы не переживала. А сам уже 15 мая был в Ашхабаде. Там собрали 70 офицеров со всего Союза, провели инструктаж, объяснили обстановку. Мы переоделись в песочного цвета форму, закрасили звездочки, чтобы не светились на солнце.
Дальше Владимира отправили в Душанбе. Оттуда на вертолете переправили в Пяндж.
— Разбрасывали нас по точкам — ущельям и устьям высохших рек. Пришлось прыгать с вертолета на ходу. Моя точка оказалась последней. Это был Тулукан — 110 км от границы. Были нападения на заставы, на пограничные наряды. Басмачи бойцов брали в плен, издевались над ними, после подбрасывали к линии границы трупы. Поэтому мы на таком большом расстоянии прикрывали границу от бандформирований.
В Афганистане Владимир пробыл три месяца. Потом два месяца провел в госпитале Бреста — здоровье было подорвано
Из Черновцов в Дзержинск
Через месяц после выписки ждал новый перевод — в Черновцы, где Владимир Васильевич прослужил четыре с половиной года. Здесь у него родилась дочь, которую назвали в честь супруги Валентиной.
— Как-то из Киева на завод в Черновцах приехал генерал Борисов. Он курировал автомобилистов. Я пришел на беседу к нему. Просил, чтобы меня взяли хоть на автомобильный завод. Не хотелось оставаться на ГСМ. Генерал пообещал рассмотреть. И тут через три месяца пришла телеграмма о переводе в Дзержинск на должность начальника строящегося цеха по ремонту вооружения, — вспоминает бывший командир части.
Через четыре месяца Владимира Васильевича утверждают на новой должности — заместителя начальника завода по материально-техническому обеспечению.
— И тут при наведении порядка на территории получил травму. Молодой водитель по неопытности прижал меня к погрузчику. Пришлось четыре месяца пробыть в госпитале, — вспоминает ветеран. — А через два года мне предложили должность главного инженера, первым заместителем командира. Так до 1992 года в этой должности и прослужил.
Командир части
92-й год для органов погранслужбы оказался знаковым. В суверенной Беларуси были созданы свои пограничные войска.
— Мне предложили должность командира войсковой части 1463. Конечно, был рад. Девять лет, до 2001 года, прослужил. Следил за работой школы младших специалистов, подготовкой водителей, работой роты материально-технического обеспечения, — вспоминает бывший командир.
В общей сложности под командованием Владимира Гончарова оказалось около 600 человек: от рабочих, служащих до личного состава
Ветеран на пенсии
В 2001 году Владимир Васильевич отправился на заслуженный отдых. Но просто так дома сидеть не хотелось. Устроился инженером линейного строительства нефтегазопровода в столичную компанию.
«Принимал участие в строительстве газопровода «Ямал — Европа», нефтепровода и газопровода в Турцию, трубопровода «Сила Сибири» в Китай, насосной станции в Иркутске»
Когда ликвидировали белорусский филиал, Владимир год проработал инженером по безопасности движения в автопарке №15 Дзержинска. С 2019 по 2020 год возглавлял ветеранскую организацию органов пограничной службы Дзержинского района.
— И сейчас состою в ней. Приглашают в школы — провожу беседы с детьми, в свою часть 1463, в Дзержинский государственный колледж. Нужно помогать воспитывать молодежь, — уверен Владимир Гончаров.
Примечательно, что и сын Владимира Васильевича тоже по стопам отца после школы пошел в погранвойска. На службу отправился в Малоритскую пограничную комендатуру (Брестская область). Через четыре года перевелся в Брест, туда, где и родился. Работал на пропускных пунктах «Домачево» и «Козловичи». Сын в органах погранслужбы прослужил 20 лет.
«Я рад, что когда-то выбрал службу в погранвойсках. Профессиональный праздник у меня до сих пор один из самых значимых»