Педагогическая профессия как традиция: династия Мелешкевичей-Синькевичей
Трудовые династии — уникальное явление. Это пример того, как общие ценности и профессиональные интересы объединяют разные поколения семьи. Вот, скажем, педагогическая династия Мелешкевичей — Синькевичей уже насчитывает четыре поколения.
Родоначальники династии — Мария Владимировна и Геннадий Игнатьевич Мелешкевичи.
Мария Владимировна — воспитатель дошкольного образования. С января 1970 по 2014 год работала в детском саду №3 г. Дзержинска. Любовь к детям, профессионализм — с одной стороны, уважение маленьких воспитанников и их родителей — с другой. К слову, для дочери Светланы именно пример Марии Владимировны оказал решающее влияние при выборе профессионального пути.
Геннадий Игнатьевич также связал свою деятельность со сферой образования: сперва работал учителем трудового обучения в Демидовичской школе, а затем перешел в хозгруппу районного отдела образования. Благодаря педагогическому мастерству, высокой ответственности, любви к своей работе Геннадий Мелешкевич заслуженно пользовался уважением коллег, учащихся и их родителей.
Дело своих родителей продолжила их дочь Светлана Синькевич. Она окончила Борисовское педагогическое училище в 1990 году по специальности «дошкольное воспитание» с квалификацией «воспитатель детского сада». Начинала в детском саду №3 г. Дзержинска (как и мама). Сейчас работает в дошкольном центре развития ребенка п. Энергетиков. Стаж работы уже составляет 32 года, у нее первая квалификационная категория.
Педагогическое кредо Светланы Геннадьевны точно отражают слова Гончарова: «Педагог без любви к ребенку — все равно, что певец без голоса, музыкант без слуха, живописец без чувства цвета. Недаром все великие педагоги, мечтая о школе радости, создавая ее, безмерно любили детей».
Главное для педагога — постоянное профессиональное самосовершенствование. Светлана Синькевич — участник образовательных программ и курсов по повышению квалификации. В 2012 году ей было присвоено почетное звание «Педагог года» в номинации «Воспитатель учреждения дошкольного образования». Но главным критерием профессионализма, по ее мнению, является любовь к детям.
— Сама пошла в образование, потому что всегда видела перед глазами добрый пример мамы: ее любили дети, уважали родители. Можно сказать, что я «выросла» в детском саду. Многие выходные весь коллектив проводил в поездках. Нас, детей, тоже брали с собой. Поэтому выбор профессии был очевиден, — признается Светлана Синькевич. — Работая с дошколятами, не перестаешь изумляться — какие они удивительные, смешные, заботливые, любопытные. Каждый ребенок по-своему уникален. От того, что знает и умеет взрослый, зависит будущее малыша.
Следом за Светланой Синькевич свою жизнь с образованием решила связать дочь Любовь. В августе 2017 года начинала учителем-дефектологом пункта коррекционно-педагогической помощи учреждения образования «Ясли-сад №2 г. Дзержинска». Как признается Любовь Синькевич, первые шаги в педагогике были связаны с определенным волнением, но благодаря поддержке коллег и руководства все страхи быстро улетучились.
— Мой руководитель всегда рада помочь, дать мудрый совет. А любовь к своему делу побуждает двигаться вперед, — отмечает педагог.
Ее профессиональное кредо: «Прикоснешься к душе ребенка — увидишь его ум». В образовании Любовь уже 4 года 7 месяцев, недавно ей присвоили первую квалификационную категорию.
Выбрать педагогический путь решила и еще одна дочь Светланы Синькевич — Елизавета. После успешного окончания в 2018 году филологического факультета БГУ по специальности «славянская (польская и белорусская) филология» Елизавета Хвесечко (Синькевич) по распределению была направлена на работу учителем белорусского языка и литературы в среднюю школу №1 г. Фаниполя.
— Связать жизнь с филологией (а для меня в 7-м классе слова «филолог» и «учитель» были синонимами) вдохновил пример моей учительницы белорусского языка и литературы Людмилы Францевны Шавель. Ее необыкновенная любовь к предмету не оставляла, надеюсь, никого равнодушным. Когда я выбирала вуз, мама обратила мое внимание на филфак БГУ, — призналась Елизавета.
Также, по словам молодого педагога, она была уверена, что после окончания университета будет работать исключительно с польским языком (с 3-го курса будущий учитель преподавала в лингвистической школе). Но свое решающее слово сказала педагогическая практика на 4-м курсе.
А жизненное кредо Елизаветы Хвесечко точно отражают слова Анатолия Вертинского, написанные в далеком 1982 году: «Жыццё даецца, каб жыццё тварыць. Не марнаваць, не нішчыць, не бурыць, — Тварыць!»
Одним из главных профессиональных приоритетов учитель считает уважение к своим ученикам, без которого невозможно наладить эффективный образовательный процесс.
Также Елизавета в своей работе использует квизы и такой сервис, как Google-класс. Когда началась пандемия COVID-19, молодой учитель стала одним из инициаторов создания в школе авторских ресурсов, которые помогли наладить систему дистанционного обучения параллельно с традиционной формой.
А у представителей педагогической династии Мелешкевичей — Синькевичей уже подрастает новая смена — Полина Мелешкевич и Андрей Сергеев.
Полина — студентка выпускного курса филологического факультета БГУ. Уже в августе по распределению молодой педагог придет работать в среднюю школу №4 г. Дзержинска учителем русского языка и литературы. Андрей — студент первого курса БГУФК, в будущем намерен стать учителем физической культуры и здоровья.
Педагогическая династия Мелешкевичей — Синькевичей — пример духовного единения представителей разных поколений, любви к профессии и бесконечного стремления к самосовершенствованию.