«Взгляд депутата» с Александром Чаганом». Как разграничить функционал сельсоветов и сельисполкомов?
Все мы с вами являемся свидетелями и в той или иной степени участниками ожесточенной гибридной войны, которая развернута против Беларуси и наших союзников. Один из ключевых фронтов – информационный, куда вовлечены всевозможные интернет-источники – от сайтов до соцсетей и мессенджеров. Поэтому информирование населения о работе органов власти (особенно – на местах) по решению проблемных вопросов людей, ее реакции на критические замечания приобретает сегодня особую значимость и актуальность.
Одна из главных задач, на которой сделал акцент Президент в ходе семинара по вопросам работы с населением, – грамотное и полномасштабное информирование граждан о тех процессах, что происходят сегодня на всех уровнях жизни нашего общества. И речь должна идти как о достижениях, так и о проблемных моментах. В развитие этой тематики на минувшей неделе в Совете Республики рассматривался вопрос о работе местных органов управления и самоуправления по информированию населения. Мне довелось выступать в одной из секций, где обсуждалась деятельность в этом направлении сельских Советов и сельисполкомов. К сожалению, в массовом сознании эти понятия отождествляются, что в принципе неверно.
Под словом «сельсовет» у нас многие подразумевают тот орган власти, который должен решать весь спектр насущных проблем жителей сельской местности. Законодательно же функционал сельсоветов и сельисполкомов четко разграничен, и об этом нужно знать хотя бы для того, чтобы понимать куда обращаться по тому или иному вопросу.
В соответствии с Законом в местном управлении и самоуправлении существуют несколько уровней. Первичный – это сельские Советы, куда входят избранные депутаты (у нас в районе их по 11 человек в каждом таком органе) во главе с председателем. Они на общественных началах работают с населением и доносят до сельского исполнительного комитета вопросы, которые нужно решать на территории данного Совета в плане улучшения жизни граждан и работы всех отраслей народного хозяйства. Сельсовет не является юрлицом (с бюджетом, расчетным счетом и т.п.) и не ведет хозяйственную деятельность.
Система местного самоуправления первичного уровня Дзержинского района включает 8 сельских Советов и Фанипольский городской, в состав которых избрано 103 депутата; общественное самоуправление представлено 119 старостами деревень. Исполнительные и распорядительные органы первичного уровня – это 8 сельских исполнительных комитетов и Фанипольский городской, все с правами юридического лица.
Деятельность органов местного управления и самоуправления первичного уровня района охватывает 275 сельских населенных пунктов с населением 24 тысячи человек, город Фаниполь – 19 тыс. жителей, 114 садоводческих товариществ.
Основными направлениями деятельности сельисполкомов являются:
— исполнение административных процедур (в месяц сельисполкомами района за 2022 год исполнено в среднем около 1600 процедур). Наиболее востребованные: выдача справки о составе семьи, регистрация граждан по месту пребывания, справки о месте жительства и составе семьи, о занимаемом жилом помещении, выдача свидетельств о рождении и о смерти. Стоит отметить, что штат сельисполкома традиционно представлен тремя сотрудниками (включая председателя).
Председатель сельисполкома одновременно является и руководителем сельсовета, что, видимо, и лежит в основе путаницы и смешения зон ответственности.
— работа с обращениями граждан. За 5 месяцев на первичный уровень поступило 1080 обращений, в среднем от 60 до 210 обращений на исполком;
— контроль за исполнением на территории Совета социальных стандартов по обслуживанию населения;
— реализация на территории Совета норм земельного законодательства. За 2021 год на аукционах продано 79 земельных участков на общую сумму более миллиона рублей. Эти деньги (и еще дополнительно около полутора миллионов) были направлены на ремонт дорожной сети района. За 5 месяцев 2022 года продано уже 24 земельных участка на сумму 612 тысяч рублей. Средства пошли на решение вопросов благоустройства населенных пунктов. К слову, в этом году выделено 17 участков для строительства домов нуждающимся многодетным семьям;
— ремонт улично-дорожной сети. Как известно, она находится на балансе ЖКХ (в населенных пунктах) и дорожных служб (между населенными пунктами). Сельский исполком контролирует состояние дорог, получает заявки от жителей, после чего направляет их балансодержателю, который обязан поддерживать транспортную сеть в должном состоянии;
— вопросы освещения населенных пунктов. Сегодня ведется плановая работа по переходу на энергоэффективные источники света. Этим вопросом, как и ремонтом системы освещения, также занимается балансодержатель. Уже заменены 4408 светильника из 4803;
— вопросы водо- и газоснабжения населения, электросвязи, оптоволокна, доступности интернета также реализуются в тесной связке сельисполкома и специальных организаций-балансодержателей;
— работа по благоустройству сельских кладбищ. На данный момент завершена инвентаризация 119 мест погребений. Принято решение райисполкома о передаче их на обслуживание УП «Дзержинское ЖКХ». Однако сельисполкомы продолжат контролировать состояние мест захоронения;
— в части работы по благоустройству населенных пунктов делается упор на исполнение утвержденных постановлением Совмина Правил благоустройства населенных пунктов (от 20.07.2020 г. №430). Документ, напомню, определяет границы территорий для наведения порядка как гражданами, так и субъектами хозяйствования. Сельисполкомы (наряду с другими органами по компетенции) осуществляют системный контроль за своевременным и качественным выполнением таких работ;
— работа по реализации норм Декрета №3 «О содействии занятости населения» на территории Совета;
— организация эффективной работы общественных комиссий, образованных при сельисполкомах: ОПОП, смотровая комиссия, по проведению аукционов, обследованию земельных участков и т. д.
Работа же сельских Советов как органов самоуправления реализуется через проведение сессий Советов, собраний депутатов; работу со старостами деревень; организацию праздников деревень, субботников по наведению порядка и рассмотрение местных инициатив; информирование населения через проведение сельских сходов, собраний и т. д.; проведение приемов граждан.
Надеюсь, что информация о функционале сельсоветов и сельисполкомов, их полномочиях и возможностях послужит более конструктивному взаимодействию граждан с органами власти на местах. А цель у нас общая – улучшение качества жизни людей на территории района.