Меню

«Взгляд депутата» с Александром Чаганом». Коллективный разум

Законотворческая жизнь в нашей стране, как всегда, идет четко, организованно и по плану. Все мы были участниками республиканского референдума, на котором была принята обновленная редакция Конституции Республики Беларусь. А изменение основного Закона послужило триггером для изменения целого ряда других законодательных актов. Учитывая, что до большой электоральной кампании по выборам депутатов всех уровней остается все меньше времени, на первый план сегодня вышли вопросы принятия нового закона о Всебелорусском народном собрании и изменений в Избирательный кодекс.

Новый для нашей страны законопроект о ВНС и скорректированный Избирательный кодекс были вынесены на всенародное обсуждение. Районный Совет депутатов, конечно, не мог остаться в стороне от столь важного для всех нас момента и активно включился в процесс изучения этих законодательных актов и обсуждения их положений. Состоялись две диалоговых площадки с участием депутатов первичного и базового уровней (сельских и районного Советов соответственно). Ведь именно им в ближайшее время необходимо будет работать над реализацией положений данных важнейших законодательных актов.

Народное вече

Следует отметить, что проект закона о Всебелорусском народном собрании вызывает неподдельный интерес в обществе. Как мы все знаем (а я лично был участником 5-ти из 6-ти ВНС), ранее собрание было своего рода народным вече, на котором обсуждались вопросы социально-экономического развития страны на пятилетку. Сейчас Всебелорусское народное собрание приобретает статус конституционного органа и становится высшим представительным органом власти в Республике Беларусь. И его решения будут носить не рекомендательный, а нормативно-правовой или законодательный характер, т.е. будут обязательными для исполнения всеми органами государственной власти.

На обсуждениях часто задавался вопрос: не будет ли ВНС дублировать функции обеих палат парламента? В законопроекте как раз-таки четко проговорены сферы ответственности и полномочия Всебелорусского народного собрания.

ВНС не подменяет ветви власти, а становится комиссионным органом из этих же ветвей.

В частности, ВНС утверждает основные направления внутренней и внешней политики, военную доктрину, концепцию национальной безопасности; программы социально-экономического развития Республики Беларусь; предлагает изменения и дополнения в Конституцию; вправе рассматривать вопрос о легитимности выборов; предлагает проведение республиканских референдумов; принимает решение о смещении с должности Президента в случае грубого нарушения им Конституции либо совершения тяжкого преступления; вправе ввести чрезвычайное или военное положение; по предложению Президента, предварительно согласованному с Президиумом ВНС: избирает Председателя, заместителя Председателя и судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Председателя и членов ЦИК и освобождает их от должности по основаниям, предусмотренным законом; принимает решение о возможности направления военнослужащих за пределы страны для участия в деятельности по поддержанию международного мира и безопасности; устанавливает государственные праздники и праздничные дни и т.д.

Конечно, не раз звучал вопрос и о том, как будет формироваться Всебелорусское народное собрание. Предельная численность делегатов – 1200 человек, собранных на паритетной основе: треть – представители государственной власти (действующий Президент и глава государства, прекративший исполнение своих полномочий по истечении срока пребывания в должности или досрочного выхода в отставку; депутаты обеих палат парламента; представители исполнительной и судебной ветвей власти), треть – депутаты местных Советов всех уровней (не более 350 человек), треть – представители гражданского общества (до 400 человек), которые будут выдвигаться от объединений с тем, чтобы максимально охватить народные массы.

Именно наиболее активные, компетентные, заинтересованные в развитии страны граждане имеют все возможности стать делегатами ВНС.

Избирательное право

Достаточно подробно и всесторонне на диалоговых площадках рассматривались и нововведения в Избирательный кодекс. Они, к слову, стали следствием обновления Конституции и направлены на совершенствование избирательного законодательства исходя из правоприменительной практики.

Так, изменены требования к кандидатам в Президенты Республики Беларусь: увеличены возрастной ценз и ценз оседлости. Президентом может быть избран гражданин Республики Беларусь по рождению, не моложе 40 лет, обладающий избирательным правом, постоянно проживающий в стране не менее 20 лет непосредственно перед выборами, не имеющий и не имевший ранее гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа иностранного государства, дающего право на льготы и другие преимущества. В проект включена норма о том, что одно и тоже лицо может быть Президентом не более двух сроков.

Предоставлено право лицам, в отношении которых избрана мера пресечения в виде содержания под стражей, принимать участие в голосовании. В связи с этим в законе остаются две категории граждан, которые не имеют права избирать и быть избранными: граждане, признанные судом недееспособными, и лица, содержащиеся по приговору суда в местах лишения свободы.

Очень важная новация – выборы депутатов парламента и местных Советов депутатов будут проходить в единый день голосования в последнее воскресенье февраля. Очередные выборы придутся на 25 февраля 2024 года. 

В Избирательный кодекс внесено предложение ввести запрет на выдвижение кандидатом в депутаты, члены Совета Республики, делегатом Всебелорусского народного собрания лица, у которого имеется гражданство (подданство) иностранного государства, документ, предоставляющий права на льготы и преимущества в связи с политическими, религиозными взглядами или национальной принадлежностью.

Кроме того, часть нововведений коснется изменения структуры и численности избирательных комиссий, количества подписей избирателей для выдвижения кандидатом в депутаты, отмены порога явки в единый день голосования, корректировки времени досрочного голосования и т.д. Другими словами, законодатели попытались максимально учесть в новом кодексе все практические аспекты проведения электоральных кампаний. Тем не менее, обсуждение законопроектов еще не завершено, и каждый желающий имеет возможность высказать свои предложения в каждый из рассматриваемых документов.

Лента новостей
Загрузить ещё
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59