Актуально Год исторической памяти

На рельсах 150-летней истории станции Негорелое. Ч. 4

Начавшееся в июне 1917 года наступление на Юго-Западном фронте закончилось поражением русской армии, что еще больше обострило противоречия в российском обществе. Протесты народных масс достигли высшего накала. Стачечная борьба рабочего класса перерастала в  политические демонстрации, направленные против царизма и продолжавшейся Первой мировой войны. К началу 1917 года Россия вплотную подошла к порогу новых революционных потрясений.

На переломном этапе истории

Первые месяцы 1917 года, с середины января до середины февраля, были отмечены небывалыми морозами, с метелями и снежными заносами, практически парализовавшими движение поездов на железных дорогах. В этих условиях и произошла Февральская революция, в которой активную роль сыграли железнодорожники.

В течение всего 1917 года на состоянии железных дорог продолжало сказываться военное положение. Большая часть подвижного состава была задействована на армейских перевозках. Пассажирские составы становились санитарными вагонами, а грузовые вагоны — складами военного имущества. Соответственно, паровозы, вагоны, путевое хозяйство приходили в негодность. Серьезной проблемой для железнодорожников стала оплата труда — возник вопрос о переводе на повременную взамен сдельной. Росли цены. Однако Временное правительство ничего не предпринимало, чтобы удовлетворить требования, изложенные в многочисленных петициях железнодорожников. Негативное отношение к Временному правительству нарастало, железнодорожники высказывались за переход власти в руки Советов.

В июле 1917 года, проездом из родового имения Дзержиново, станцию Негорелое посетил Феликс Эдмундович Дзержинский, возглавлявший ЦИК Социал-демократического комитета Польши и Литвы.

Обратившись к местным железнодорожникам, создавшим на станции большевистскую ячейку, Дзержинский попросил порекомендовать надежного человека, хорошо владевшего телеграфной связью. Ему представили Михаила Константиновича Новика, белоруса, члена партии большевиков, который работал телеграфистом на станции Негорелое. В скором времени Новик прибыл в Петроград и был направлен на работу в Главный телеграф.

Днем 25 октября 1917 года в Минске было получено телеграфное сообщение Петроградского Военно-революционного комитета (ВРК) о свержении буржуазного Временного правительства. Вся полнота власти перешла к Советам. Президиум исполкома Минского Совета рабочих и солдатских депутатов издал приказ №1, согласно которому были приняты меры по охране революционного порядка и организации контроля над важнейшими объектами — почтой, телеграфом, железной дорогой и другими. Военно-революционный комитет Западного фронта объявил о создании исполнительного органа — Совета Народных Комиссаров.

Советскую власть в Койдановской волости поддержал отряд 11-го железнодорожного батальона в составе 60 человек, который дислоцировался в Койданово. Он был сформирован по инициативе Койдановского ВРК для обеспечения порядка в местечке и охраны железной дороги на участке Койданово — Негорелое — Столбцы.

С установлением в октябре 1917 года власти Советов Александровская железная дорога была национализирована и перешла в государственную собственность. Новой власти в наследство достался тяжелый груз проблем. В прифронтовой Беларуси Военно-революционный комитет Западного фронта взял управление железными дорогами в свои руки. Благодаря этому на дорогах был наведен необходимый порядок, была организована охрана грузов на перегонах и станциях, создана революционная милиция.

В тяжелых условиях суровой зимы 1918—1919 годов на разрушенных путях развернулись восстановительные работы, которые выполнялись специальными ремонтными частями дороги и работниками службы эксплуатации. Коллективными усилиями в феврале 1919 года на Александровской дороге было восстановлено нормальное движение.

Однако в феврале 1918 года большая часть территории Беларуси была оккупирована войсками кайзеровской Германии. Интервенция вызвала массовую народную борьбу. На станции Негорелое был организован партизанский отряд, который насчитывал около 100 человек и имел два пулемета.

В одну из осенних ночей народные мстители внезапно напали на станцию, выбили немецкую пулеметную команду, выгрузили из вагонов животных, подготовленных для отправки в Германию, захватили склад.  Немцам удалось вернуть Негорелое только после того, как получили подкрепление.

В январе 1919 года части Красной Армии освободили Негорелое. Однако мирная передышка была недолгой. Уже через месяц панская Польша, при поддержке стран Антанты и США, напала на белорусские и украинские земли. В июне того же года поляки захватили Негорелое. Против них вновь развернулось партизанское движение. В деревне Рудня, недалеко от Негорелого, была организована группа из 15 человек во главе с Васильевым. С целью  предотвратить перевозку награбленного имущества в Польшу они разобрали железнодорожный путь у д. Мезиновка, в пяти километрах от станции Негорелое. Польские оккупанты схватили 15 человек, пытались узнать имена большевиков-подпольщиков, и, не получив никаких сведений, предали их военно-полевому суду.

В середине мая 1920 года войска Западного фронта перешли в наступление и начали теснить польскую армию. В начале июля 1920 года развернулись ожесточенные бои на минском военно-стратегическом направлении. 11 июля 1920 года 16-я армия Западного фронта освободила Минск.

Отступая в июле 1920 года, польские оккупанты сожгли здание железнодорожного вокзала на станции Негорелое. Однако их попытки разбить из бронепоезда водонапорную башню и взорвать железнодорожный мост через реку Перетуть не удались. Рабочие станции Негорелое и крестьяне близлежащих деревень обстреляли польские войска и вынудили их отступить к Столбцам.

Интервенция и Гражданская война оставили тяжелый след: разрушенное железнодорожное полотно из изношенных рельсов легкого типа, неисправный парк вагонов и локомотивов, не хватало  топлива. Перед железнодорожниками остро встала задача по восстановлению путей и укреплению материально-технической базы. Реконструкция путевого хозяйства сдерживалась отсутствием средств и материалов, необходимых для ремонта. Приходилось проводить лесные разработки и строить лесопильные заводы для изготовления шпал. Все работы выполнялись вручную, без средств механизации.

18 марта 1921 года в Риге был подписан мирный договор между Россией и Польшей, по которому западная часть территории Белоруссии с населением свыше 4 миллионов человек отошла к Польше. Установленная договором граница почти посередине разрезала перегон Негорелое — Столбцы  Александровской железной дороги.

После подписания Рижского договора совместная пограничная комиссия 1 апреля 1921 года установила границы между РСФСР и Польшей. В районе Негорелого советско-польская государственная граница прошла по населенным пунктам Старая и Новая Мезиновка, хуторам Скородное и Меховка. Негорелое и близлежащие деревни стали пограничным районом Советской Белоруссии. Участки зоны западнее Негорелого отошли к Польше.

В публикации использованы материалы краеведческого исследования начальника железнодорожной станции Негорелое Марины Воронович.

Продолжение следует.

Виктор УРАНОВ