Общество

Валентина Ивашко: «Школа — это моя жизнь, а ученики — как родные дети»

Путь учителя – постоянно вперед. Остановившегося непременно обгонит время – и молодость – самый точный хронометр века – сразу засечет отставание. Но если ты по-настоящему влюблен в свое дело, твои внутренние часы идут строго по минутам. Это редкое качество педагогической пунктуальности всегда было свойственно Валентине Ивановне Ивашко – учителю гимназии №1 города Дзержинска. Дети были и остаются для нее вечным двигателем, не дающим упустить драгоценные минуты скоротечной жизни.

Учительница первая моя…

Некогда – учитель начальных классов, а сегодня – воспитатель группы продленного дня, Валентина Ивановна души не чает в «малышах». Так ласково она называет своих учеников.

— За каждого ребенка болею душой, стремлюсь сделать процесс обучения интересным и максимально плодотворным, — признается заслуженный педагог.

А когда-то она сама несмело перешагнула порог родной гимназии, которая в то время именовалась школой №1 г. Дзержинска, села за школьную парту и восхищенными глазами смотрела на свою первую учительницу – Нину Семеновну Аристову. Эта женщина стала для Валентины Ивановны воплощением самых высоких качеств Педагога. Под ее грамотным руководством первоклашки учились постигать премудрости науки.

— Мне, тогда еще совсем маленькой девочке, Нина Семеновна казалась самой красивой, самой умной и доброй. Я восхищалась своей первой учительницей и всегда знала, что тоже стану педагогом.

Дома маленькая Валя вместе с младшей сестрой собирала соседских девчонок и, воображая себя строгим наставником, давала им уроки. Учила читать, писать, считать. А еще, имея склонность к пению, устраивала уроки музыки.

После школы девушка решила поступить на математический факультет. Но, как оно часто бывает, у судьбы на все свои планы. Валентина Ивановна попробовала себя в роли пионервожатой в Великосельской восьмилетней школе, где вселяла в детские души самые лучшие человеческие качества: честность, доброту, трудолюбие, умение дружить, уважение к старшим, любовь к своему городу и к Родине. Тогда и поняла, что ее настоящее призвание – дети. На следующий год поступила в Минский государственный педагогический институт имени А. М. Горького на факультет начальных классов, заочное отделение, чтобы не прерывать трудовую деятельность. Работая в сельских школах, молодой педагог оттачивала свое профессиональное мастерство. А в 1979 году Валентина Ивановна вернулась в альма-матер – гимназию №1 города Дзержинска.

«Казалось, будто я снова ученица»

Свой первый рабочий день в гимназии Валентина Ивановна вспоминает с дрожью в голосе.

— Помню, очень сильно волновалась. Вернувшись в школу, где я когда-то училась, меня не покидало ощущение, будто я все еще школьница. Но рядом были такие заслуженные коллеги, как, например, Анна Ивановна Шикуло, которая меня подбадривала, подсказывала, поддерживала во всем. Много сил и времени я отдавала подготовке к урокам. Когда только начинала работать, учебников, методической литературы как таковой еще не было. Сидела ночами напролет, своими руками мастерила книжки-малышки. И детки по ним занимались. Хоть и было сложно, я всем сердцем любила профессию, учеников.


«Я никогда не считалась с личным временем, всю себя отдавая профессии».


Удавалось найти поддержку и у родителей. Просьбы педагога, как правило, вызывали у них живой отклик. Так, известный фотокорреспондент районной газеты «Сцяг Кастрычніка» Иван Иванович Шабалинский приносил в школу фотоснимки, которыми после оформляли стенды и классные альбомы.

— Часто вместе с родителями и детьми ходили в совместные туристические походы. Один из них особенно запомнился. Это было ближе к концу осени, шел дождь, а наутро схватился легкий морозец. Детей из-за этого собралось не очень много. Мы поехали в лес, развели костер. Целый день ребята прыгали, бегали на свежем воздухе. Все так радовались этой поездке. Такие моменты не забываются!


Валентина Ивановна Ивашко не раз была отмечена грамотами РОО и областного управления образования, районного и областного исполнительных комитетов за высокое профессиональное мастерство. Имеет почетное звание «Ветеран труда».


Уроки, которые дает нам жизнь

Старая истина: Господь не дает человеку испытаний выше его сил. Но испытания на нашу долю все-таки выпадают. Так случилось и в истории нашей героини: ее сын с рождения имеет ограничения по слуху. Поэтому всю себя она посвящала уходу и заботе за своим особенным ребенком.

— Наши дети делают нас мудрее, сильнее, учат любить по-настоящему. Они приходят, чтобы сказать нам – любите! Сын уже взрослый, отучился, женился, живет в Минске, работает. Правда, внуков они мне не подарили. Конечно, если бы не школа, чувствовала бы себя одиноко. Потому, оставив преподавание в начальных классах, продолжила работу в качестве воспитателя ГПД. Я вся – в школе, а дети – как мои родные. Находиться рядом с этими малышами мне приятно, радостно и комфортно.

Но поход к воспитанию младшего поколения у Валентины Ивановны все-таки более классический: где нужно пожалеть, а где и пожурить. В своей работе она привыкла руководствоваться сократовским принципом: «Не насиловать душу ученика, а вести его за собой, давать возможность делать свои робкие шаги к успеху».

— У меня математический склад ума. С учениками всегда занималась по этой дисциплине по углубленной программе. И они показывали высокие результаты на конкурсах и олимпиадах. На занятиях в группе продленного дня внимание акцентирую также на математических заданиях. И дети довольно успешно с ними справляются.


«Работать на сильного ученика – не мой принцип. Я старалась найти сильные стороны в каждом и развивать их».


О коллегах, молодежи и гимназии.

Всегда первой!

«Работа в нашем коллективе – одно удовольствие!», — уверенно  отмечает Валентина Ивановна. По ее словам, большое значение в создании комфортной обстановки в школе играет руководство: чуткое, понимающее, компетентное. Приятно взаимодействовать и с коллегами. Обменяться советом, прийти за помощью, поделиться профессиональными наработками.

— Слышу, как часто в последнее время ругают нашу молодежь. Мол, это не то, что было раньше. А я в молодежь верю. Вижу, какие талантливые и творческие специалисты работают сегодня в районной системе образования. Они не бояться проявить свой креатив, ищут новые методы обучения, на «ты» с современными технологиями. За ними будущее.

И, безусловно, особое место в сердце Валентины Ивановны занимает гимназия.

— Время идет, все меняется. Но наша школа была, есть и остается лучшей. По всем предъявляемым к учреждениям образования требованиям и критериям. И мы, учителя, делаем все возможное, чтобы наши ученики также были лучшими, первыми. Гордились гимназией, родным городом и нашей Беларусью!


Мнение коллег

Валентина Ивановна Ивашко – компетентный специалист, мастер своего дела, обладающий богатым опытом, обширными знаниями, педагогической мудростью и чуткостью. Она мастерски строит свою работу с детьми. Способна найти подход к каждому ребенку, как на учебных занятиях, так и в группе продленного дня.

Валентина Ивановна имеет отличную теоретическую и методическую подготовку, детально продумывает планы уроков, делая акцент на разнообразные формы и методы работы с воспитанниками, широко использует дополнительную литературу, наглядный материал, стимулирует у детей интерес к познанию.

Валентине Ивановне свойственны целеустремленность, преданность делу, инициативность, добросовестность, высокий профессиональный уровень изложения материала. Педагог хорошо знает индивидуальные психолого-педагогические особенности своих учеников. В своей деятельности использует методы диагностики, создает оптимальные условия для развития когнитивных способностей своих учеников, творчески подходит к подготовке и проведению внеклассных мероприятий.

Ежегодно ученики Валентины Ивановны становились победителями гимназических, районных, областных конкурсов. Она охотно делится педагогическим опытом с коллегами, активно участвует в работе районного методического объединения. Пользуется уважением среди коллег, учащихся и их родителей за добросовестность, искренность, требовательность к себе.

Наталия Ивановна Евтухович,

заместитель директора по учебной работе