Меню

Койдановские евреи ч. 23. Беда не приходит одна

Антипольское восстание, прокатившееся в 1648–1653 годах по приграничью с Украиной, носило кровопролитный характер, но эти стихийные и разрозненные выступления казацко-крестьянских отрядов не могли противостоять хорошо организованной военной мощи Речи Посполитой. Восставшие вынуждены были прекратить военные действия и пойти на заключение перемирия. Однако такая передышка не принесла спокойствия населению Великого княжества Литовского.

В январе 1654 года в Переяславле была созвана Рада, на которой Богдан Хмельницкий со своим войском объявил о переходе под «высокую царскую руку». Польский король Ян II Казимир не признал решение казачества, которое означало для него потерю значительных территорий. В свою очередь, Московское царство, которое успело вновь обрести силу после Смутного времени, сознательно шло на обострение конфликта. В этой войне московский правитель Алексей Михайлович, прозванный Тишайшим, хотел взять реванш за предыдущие поражения в войнах с Речью Посполитой и вернуть утраченные ранее земли.

На этот раз российская сторона особенно тщательно подготовилась к военным действиям. В Москве состоялся торжественный парад различных родов войск, насчитывавших более 50 тысяч человек. Его основу составляли полки «иноземного строя», возглавляемые хорошо подготовленными офицерами из европейских стран. В своем арсенале они имели новейшее оружие и около 5 тысяч пушек. В коалиции с ними выступил Богдан Хмельницкий с 30-тысячным казацким войском. Военный поход начался 28 мая 1654 года, когда из Москвы тронулся в западном направлении Государев полк под командованием самого царя. Его главный удар был направлен на Смоленск. По флангам поддержку ему оказывали армии воевод Матвея Шереметева и Алексея Трубецкого.

Это уже был не приграничный конфликт, а полномасштабная война. Вступая в пределы Великого княжества Литовского, Алексей Михайлович понимал, что воевать придется против родственного славянского народа.

Царь наказал своим воеводам и ратным людям «накрепко чтоб они белорусцев православной христианской веры, которые противны не будут, их жен и детей не побивали, и в полон не имали, и никакова дурна над ними не делали…»

В воззваниях к шляхте ВКЛ московский царь обещал им сохранить все земельные владения и права. Определенные гарантии давались и жителям белорусских городов, если они не окажут сопротивление. Первоначально такая политика имела успех, и крепостные ворота без боя открывались перед неприятелем. При подходе царских войск на их сторону склонилось мещанство Чаус, Кричева, Орши, Копыля, Нового Быхова, Полоцка. После непродолжительной осады на верность царю присягнули жители Друи, Мстиславля, Витебска, Шклова, Речицы. В южном направлении на белорусско-литовские земли ворвалось 20-тысячное Запорожское войско, которым командовал Иван Золотаренко, зять великого гетмана Богдана Хмельницкого. Казакам был отдан приказ действовать вдоль рек Днепра и Сожа, чтобы взять Гомель, Чечерск, Пропойск, Старый Быхов.

Начало русско-польской войны за передел территорий показало, что Речь Посполитая не была готова противостоять такой мощной силе. Еще в 1653 году Яна II Казимира предупреждали, что восточные соседи усиленно вооружают свою армию, однако польский король не спешил принимать ответные меры. В последний момент, когда стало ясно, что конфликта с Москвой не избежать, в Берестье был созван Вальный сойм, который выделил средства  на подготовку 15-тысячного шляхетского войска. Небольшие суммы были направлены на ремонт и укрепление оборонительных сооружений Смоленска, Витебска и Полоцка.

Сознательно затягивал польский король и решение о назначении командующего войсками ВКЛ.

К этому времени Януш Радзивилл зарекомендовал себя талантливым полководцем, однако Ян II Казимир боялся возвышения этого честолюбивого и независимого магната, поэтому не торопился передавать ему гетманскую булаву

Понимая, что медлить нельзя, Януш Радзивилл стал действовать самостоятельно. Он спешно собрал 12-тысячное шляхетское ополчение и стал обозом возле Орши. В этот критический момент Польша так и не оказала никакой военной помощи своему союзнику. Первые стычки с неприятелем показали, что силы неравные, и малочисленное великокняжеское войско сдержать наступление русской армии не сможет. Маневрируя, чтобы не попасть в окружение, Януш Радзивилл наносил молниеносные удары по двигавшимся вглубь страны войскам неприятеля, а затем уходил на запасные позиции. И только зимние морозы временно приостановили военные действия.

Несмотря на то что московский царь отдал приказ своим воеводам: «Если город не принимает условий о капитуляции, то брать его штурмом и показательно наказывать», отдельные белорусские города в минуты опасности стали настоящими очагами сопротивления нашествию неприятеля.

Мещане, независимо от имущественного положения и вероисповедания, становились в ряды ополченцев, чтобы защитить свои семьи. В этой ситуации евреи в полной мере продемонстрировали свою решимость и храбро сражались с превосходящими силами противника

В этом отношении наиболее показателен пример Старого Быхова. Город еще летом 1654 года был осажден украинскими казаками, однако для них оказался неприступной крепостью, потому что, как свидетельствуют источники, все мещане, шляхта и евреи города поклялись друг перед другом, что будут сражаться до последнего. И слово свое сдержали. И даже когда возле стен крепости Старого Быхова появились войска московского царя, город стоял еще на протяжении семи месяцев и пал только лишь в результате предательства. Ворвавшись в крепость, войска воеводы Семена Змеева устроили там настоящую резню. Быховский раввин свидетельствовал, что, как минимум, триста евреев были убиты в ходе той бойни.

Отличились евреи и в обороне Витебска. Они не только участвовали в конных вылазках витебской шляхты на вражеский лагерь, но и помогали возводить защитные сооружения. Во время осады их дозоры несли караульную службу на оборонительных стенах, а в трудные минуты становились в ряды защитников крепости. После взятия города захватчики обложили евреев контрибуциями, лишили их домов и имущества, а самих выслали в Казань. Часть из них погибла по дороге.

В числе первых городов на пути московской рати был Мстиславль. Его жители, совместно приняли решение стоять до последнего и отчаянно отбивались от завоевателей.

 

Замок был захвачен, а победители устроили в городе жестокую резню –  «шляхту, мещан, жидов, а также простых людей в пень вырезали»

 

Долго и упорно отбивался и небольшой город Дубровно. На его защиту евреи выставили 10 хоругвей. Если учитывать, что от мещан было столько же хоругвей, а воинское сословие имело только 7, то получается, что евреев, участвовавших в обороне города, было как минимум треть от общего числа защитников.

Серьезное сопротивление оказал русским войскам Гомель. Его осада продолжалась 40 дней. В то тревожное время большую поддержку защитникам оказала еврейская община. Несмотря на то что Могилев без боя сдался царским войскам, а его жителям были обещаны прежние права и льготы, Алексей Михайлович приказал: «А жидам в Могилеве не быти и жития никакого не имети», поэтому многие из них были убиты. Храбрыми воинами зарекомендовали себя евреи и при осаде Смоленска. Как свидетельствуют документы, на крепостных стенах они командовали целыми отрядами.

 

После капитуляции Смоленска царь Алексей Михайлович приказал всех евреев, которые отказались принимать московское православие, согнать в деревянные дома и спалить

 

Русско-польская война 1654 года показала истинное лицо московского царя. Названный Тишайшим, в действительности он оказался деспотичным правителем. По его указанию города, которые оказывал сопротивление, подвергались безудержным грабежам и погромам. В то время война была не только средством для достижения политических целей, но и средством для обогащения завоевателей – от солдат до офицеров. Жертвами столь жестокого разгула стяжательства стали на завоеванных землях ВКЛ католики, униаты и особенно иудеи, которые официально были признаны врагами «православной христианской веры». Тех, кто оказывал неподчинение, ожидало суровое наказание, вплоть до смертной казни.

(Продолжение следует)

ООО "МВИнновации"
Лента новостей
Загрузить ещё
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59