Узник немецкого концлагеря Анатолий Копыток: «Помню все, хотя мне было лишь три года»
В Фанипольском горисполкоме с Днем Победы поздравили узника немецкого концлагеря Анатолия Копытка, сообщает fanipol.by.
Фанипольчанин Анатолий Копыток в апреле отметил 82-летие. Он – ровесник Великой Отечественной войны. И в эти дни по случаю годовщины Дня Победы Анатолий Илларионович принимает поздравления. В те годы он был совсем ребенком, но страшные события военных лет отпечатались в его памяти на всю жизнь – он и сегодня помнит все ясно и отчетливо.
Анатолий Копыток родом из Борисовского района – из деревни Лошница. Некоторые события середины войны, когда ему было уже чуть больше двух лет, он помним сам, другие – по рассказам родителей.
– В один из дней немцы согнали жителей деревни в баню. После отец говорил, что, возможно, хотели расстрелять. Но один из немецких офицеров приказал всех гнать в Германию, – рассказывает фанипольчанин.
В Германию увезли всю семью маленького Анатолия: маму, папу и сестру, которая была всего на год его старше.
– Мы попали в лагерь в Гамбурге, название я не помню, потому что был маленьким (Прим. авт.: предположительно, концентрационный лагерь «Нойенгамме»). Помню, что там была речка, помню бараки, в которых жили. В общей сложности мы провели в Германии год. В 1944-ом нас освободили. Дорога домой была тяжелой. Когда вернулись в родную деревню, даже спать было негде – все дома сгорели. Кушать тоже было совсем нечего. Но, к счастью, вся наша семья в войну уцелела.
В Фаниполь Анатолий Копыток переехал уже во взрослом возрасте. Его сюда пригласили по работе.
– Я трудился сварщиком на заводе. По приезду мне сразу дали квартиру недалеко от предприятия. Так тут и остался на всю жизнь.
Анатолия Илларионовича с 9 Мая от имени администрации города поздравил председатель Фанипольского горисполкома Владимир Кореневич, с музыкальным поздравлением выступил народный ансамбль «Крыніца».
«Нойенгамме» представлял собой сеть нацистских концентрационных лагерей на севере Германии, которая состояла из главного лагеря Нойенгамме и 85 лагерей-спутников. Более 90 процентов всех узников составляли выходцы из Польши, советские граждане, большое число евреев из разных стран.