Жители Дзержинска — о катании на скейте и трюковом самокате и развитии спорта в городе
Парни, виртуозно исполняющие разные трюки на доске, давно стали неотъемлемой частью уличной культуры. Еще 10 лет назад на городской площади в Дзержинске, в молодежных кругах более известной как «сотка», не стихал шум колес скейтов, тут и там сидели компании подростков, увлеченно наблюдающих за процессом. Как сегодня обстоят дела в «скейт-тусовке» и так ли востребован этот вид спорта, как раньше, узнавали у дзержинцев.
Самсон Киселев, 20 лет, – катается на трюковом самокате и скейте, работает в столичном скейтпарке, занимается строительством скейт-площадок по Беларуси
Иван Булавин, 19 лет, – катается на скейте, работает в ремонтно-строительном секторе войсковой части 1463
– С чего началось ваше увлечение спортом?
Самсон: Я катаюсь уже около семи лет. Как-то увидел на ютуб ролики, как это делают другие, захотелось попробовать. Думал начать с велосипеда BMX – это специальный трюковой, но он стоил недешево, а финансы тогда не совсем позволяли его приобрести. Поэтому посоветовались с отцом и решили для начала купить самокат – попробовать. И понеслось! Постепенно докупал себе детали все лучше и лучше, начал общаться с ребятами-единомышленниками. В Дзержинске и Минске уже появилось свое окружение.
Первый самокат стоил около 60 долларов. Он был уже трюковой. До этого пробовал делать трюки на обычном, но он постоянно ломался, потому что на это не рассчитан
На скейте решил попробовать себя месяца три назад. Немного перегорел с самокатом, наступил кризис. Поэтому переключился, покатался на скейте и понял, что все-таки самокат мне ближе. Планирую на нем продолжать тренироваться и выходить уже на профессиональный уровень.
Иван: Мне первый скейтборд подарил муж сестры пять лет назад. Он был довольно «убитый», самый простой, недорогой, без верхнего абразивного покрытия. Обкатывал его, какие-то трюки пробовал делать сам, какие-то смотрел на ютубе. Тренировался на стадионе СШ №2 – там был ровный асфальт. В 10-й класс пошел уже в 4-ю школу, где познакомился с основной скейт-тусовкой Дзержинска. Потом на день рождения друг подарил мне скейтборд получше, но он все также был от ноунейм-бренда. А летом с первой же подработки накопил денег и купил себе первый хороший скейт. Уровень у меня пока что любительский, но хотелось бы связать с этим свою жизнь. Сегодня райдеры могут зарабатывать, выступая на разных чемпионатах и соревнованиях от лица популярных брендов, а те их спонсируют. Или та же реклама. К этому и стремлюсь.
– Самсон, а как вы оказались в Минске в этой сфере?
– Это было давно, когда только начинал кататься. У нас сформировалась компания по интересам, кто-то из ребят начал выступать от магазинов. На одних из соревнований я занял первое место, и меня также взяли на спонсорство в магазин. Сначала был просто райдером, за небольшую поддержку. А позже ребята предложили поработать у них. Я еще в школе учился на тот момент. Это дало мне отличную базу и хороший толчок вперед.
Позже мой друг, который уже работал в самом крупном скейт-парке Беларуси, предложил мне вакантное место. Так я там и остался. И начальство меня заметило, дает возможность проявить себя. Компания занимается строительством скейт-парков, на ее базе есть фирменный магазин запчастей для скейтов и самокатов. И везде я задействован. Также провожу групповые и индивидуальные тренировки для детей. Так что скейтбординг дал мне многое, сделав жизнь яркой и интересной.
– А как на это смотрят родители? Не считают, что катание на скейте не самая серьезная работа для парня?
– Родители особенно не препятствовали. Но и не особо верили в то, то это вообще может быть работой, говорили: «Вот будет тебе 25 и что ты, будешь на самокате кататься?» А я именно об этом и мечтал. Так оно и получилось! Возможно, когда буду уже очень солидного возраста и самокат будет «не к лицу», придется пересесть на велосипед. Но пока об этом не думаю.
– Раньше в Дзержинске буквально на каждому шагу можно было встретить парней на скейтах. Сегодня ажиотажа меньше?
– В 2017-м был большой наплыв ребят, которые хотели кататься на скейтах, самокатах. Сегодня есть похожие тенденции. Главное – это не упустить. К тому же недавно скейтбординг признали олимпийским видом спорта, что очень радует. Надеемся, самокат скоро тоже туда добавят.
Скейт-сообщество в Дзержинске небольшое. По подсчетам парней, сегодня это человек 30–40
В Беларуси есть своя федерация скейтбординга. Сейчас мы с ребятами занимаемся созданием Олимпийского комитета уличных видов спорта. Собираем подписи потенциальных участников. И когда такой комитет появится, проще будет устраивать какие-то масштабные соревнования, проявлять себя. Пока что они проходят только от специализированных магазинов, которые готовы предоставить запчасти. Но их не так уж и много.
– Где тренировались до появления скейт-парка в Дзержинске? И какая была реакция людей на ваши тренировки?
– Раньше часто катались на городской площади и рядом с кафе «Колос» – место позволяло. Иногда люди пытались нас гонять, многие не понимали, что это спорт и считали, что мы что-то ломаем и разрушаем. Пару раз выходили и сотрудники кафе. Но, как говорится, язык до Киева доведет. Мы с ними поговорили, все объяснили и больше нас никто не трогал. Ведь никакого вреда мы не приносим.
– Как оцениваете новый скейт-парк?
– На 9 из 10. Не хватает перил посредине. Но этот вопрос думаем решить самостоятельно. Хотим скооперироваться с ребятами, сварить перила и установить по центру.
А в целом, конечно, скейт-парк классный! Ребятам очень нравится, нужный объект.
– Сколько времени уделяете тренировкам?
– Мы просто живем этим! Катаемся каждый день минимум по часов 5 и даже больше. Все зависит от погоды и настроения. Но обычно наш график – ежедневно около пяти часов.
– Какие минусы такой активности?
– Очень большая нагрузка на суставы. В основном это проблемы с коленями. Активные прыжки, приседания негативно сказываются на их состоянии.
– А травмы за то время, что катаетесь, были?
Самсон: Наверное, самая большая травма у меня – растяжение связок. В остальном какие-то незначительные повреждения.
Скейтбординг – это как тренировки в зале. Могут болеть мышцы, можешь быть уставший, но получаешь такой заряд эндорфина, такой кайф, что все минусы уходят на второй план
Иван: Прямо серьезных травм не было. Конечно, падал, разбивал колени, да и сейчас все ноги в синяках. Стоит понимать, что это экстремальный вид спорта, поэтому без травм здесь никак. Все зависит от случая. Кто-то сильнее ушибется, кто-то меньше.
– Советуете ли другим прийти в этот спорт?
– Это дело вкуса. Если вам нравится, то конечно да. Особенно советовали бы начинать с раннего возраста – лет с 7. Благодаря скейту и самокату мы обрели много друзей, полезных и интересных связей, хобби, работу. Вместо того чтобы сидеть в телефоне или просто ничем не заниматься, лучше прийти в спорт. И скейт или самокат – прекрасный вариант.