Меню

«Ангелы» спешат на помощь! Как работает самый масштабный поисково-спасательный отряд в Беларуси

Внимание! Пропал человек! Новостные сводки нередко пестрят подобными объявлениями (в мире поисковиков-профессионалов их называют ориентировками). На поиски пропавших в нашей стране уже 10 лет подряд выезжают не только сотрудники милиции. Зачастую их сопровождают «ангелы». Вот только вместо крыльев у этих «ангелов» – специальная амуниция, в руках – карты местности, а в сердце – решимость найти и спасти человека, даже если есть только слабый лучик надежды.

Каждому нужен свой ангел

15 июня 2012 года в социальной сети в «ВКонтакте» появилась группа, которая обращалась с призывом ко всем неравнодушным людям, готовым оказать помощь в поиске пропавших в лесу людей. Именно так все начиналось. Благодаря Сергею Ковгану в Беларуси появился первый крупный поисково-спасательный отряд, который он и возглавил. Правда, на тот момент Сергей и представить себе не мог, что волонтерство станет главным делом его жизни.

Командир «ангелов» вспоминает, как тогда в программу «Времечко» обратилась женщина и попросила неравнодушных жителей откликнуться на ее беду – помочь найти пропавшего отца, ушедшего за грибами в лес. У Сергея в тот день как раз был выходной, поэтому вместе с другом он выехал на поиски в Борисовский район.

– Думал, что, раз в таком масштабе, на всю страну, озвучили эту проблему, должно отозваться много людей. И мы все массово приедем и преодолеем эту ситуацию. Но оказалось, в этих поисках мы с другом были единственными добровольцами. Сотрудники милиции тоже удивились нашему появлению: такого у них в практике еще не встречалось, – вспоминает Сергей Ковган.

Пользуясь случаем, волонтер побеседовал с правоохранителями:

– Часто пропадают люди?

– Как только начинается грибной и ягодный сезон, обращения о пропавших поступают практически ежедневно.

– Всех находят?

– В основном да, но бывают и затяжные поиски, как этот…

Пропавшего мужчину в тот день найти, к сожалению, не удалось. Ни с чем вернулись домой. На душе у Сергея словно остался лежать огромный камень… И тогда он стал вынашивать идею, как собрать группу единомышленников, которые будут помогать в поиске пропавших.


Мужчину, потерявшегося в Борисовском районе, нашли примерно через неделю. Увы, помощь прибыла слишком поздно.


Не быть безразличным к чужой беде

Спустя пару дней после создания группы в «ВКонтакте» поступило первое обращение. Родители просили волонтеров найти их дочь. Но, что интересно, девушка не заблудилась в лесу, а пропала в городе.

– Сначала не понимал, как на это нужно реагировать. Пришлось действовать как обычному гражданину, который не может оставаться безразличным к чужой беде. Сделали ориентировки на пропавшую (они были очень далеки от тех, что мы привыкли видеть сегодня). С высоты накопленного опыта уже понимаешь их несовершенство: отсутствовали важные детали, приметы, обстоятельства, предшествующие исчезновению. Тем не менее работа тогда была проделана колоссальная. Она и заложила направление нашей дальнейшей деятельности.

Пока шли поиски девушки (спустя три месяца ее нашли в городе без признаков жизни), в группу добавилось несколько тысяч человек. Подключилось телевидение, средства массовой информации. Для всех это было в новинку. А потом люди стали регулярно обращаться и просить о помощи.

– Тогда заявки были в основном запоздавшие. Просили найти, к примеру, бабушку и дедушку, два месяца назад ушедших в лес и пропавших без вести. Но по мере того, как про отряд начали все больше узнавать, динамика стала меняться. Обращения уже поступали сразу, по факту исчезновения человека. Это давало нам преимущество, ведь мы могли быстрее среагировать и найти его. И что очень важно – найти живым и невредимым. А в 2015 году «Ангел» официально зарегистрировал свою деятельность.


«Название отряда – «Ангел» – появилось с первых же дней вместе с той самой группой в «ВКонтакте». Оно олицетворяло для меня всегда что-то доброе, чистое, искреннее, дарящее надежду и веру людям».


Работают все: водолазы, кинологи, поисковики

Обучаться тонкостям поискового дела пришлось самостоятельно, поскольку в Беларуси «ангелы» были первыми, кто ступил на тропу подобного волонтерства.

– Алгоритм проведения поисково-спасательных мероприятий разрабатывали сами. За основу брали опыт зарубежных коллег. Собрать команду – это одно, а взрастить профессионалов, которые обучены и всегда готовы выехать на помощь, это уже совсем другое.

Сергей приводит пример: «Звонят нам, сообщают о пропавшем человеке и просят дать сбор (собрать волонтеров для поиска. – Авт.) в таком-то месте. Мы отказываем, и этому есть простое объяснение. Волонтеры, которые раньше никогда не занимались поисками, откликнутся и приедут на сбор, но не смогут работать без координации специалиста. Они к этому не подготовлены. Поиски начинаем только тогда, когда есть возможность организовать работу координатора подобных мероприятий, владеющего всеми необходимыми знаниями и алгоритмами».


Что интересно, люди, которым «ангелы» когда-то помогли найти близкого человека, почти никогда не присоединяются к поисковому волонтерскому движению.


А в отряде сегодня есть востребованные в поисковом деле специалисты: водолазы, кинологи, а также те, кто владеет нужными поисковыми навыками. И помогают они добровольно.

– Собак кинологи готовят в Барановичах. Причем это ежедневные тренировки с привлечением статистов. Собаки у нас работают в нескольких направлениях. Следовые – ищут по следу, поверхностные – по запаху, трупные – обучены искать неживых людей. И все животные показывают хорошие результаты.


Необходимое подспорье в работе «Ангела» – современная техника: навигация, дроны, тепловизоры, эхолот. В арсенале отряда есть даже единственный в Беларуси (!) глубоководный робот.


Со временем значительно облегчили работу «Ангела» региональные представительства. На сегодняшний день мини-отряды есть в Бресте, Барановичах, Кобрине, Ганцевичах, Витебске, Полоцке, Новополоцке, Солигорске, Слуцке, Молодечно.

– Раньше мы выезжали в любую точку Беларуси, где бы человек ни пропадал. Стоит ли говорить, насколько это было дорого, нерационально, трудоемко… И зачастую – малоэффективно. Волонтеры тратили большое количество личного времени, средств на дорогу, транспорт. Сейчас практически в каждом регионе есть представительства отряда. В основном это люди, которые там и проживают.


«Наш отряд – первый в этом направлении в Беларуси. Мы начинали сами, не с кого было взять пример. Работали методом проб и ошибок. Сегодня появились и другие поисково-спасательные отряды, все они взяли за основу нашу программу. Приезжали к нам на учения, постигали азы по уже наработанным «Ангелом» алгоритмам».


Без права на ошибку

Главное в работе отряда, как отмечает Сергей Ковган, правильно скоординировать группы поиска. Цена стратегической ошибки – человеческая жизнь.

– Когда к нам обращаются люди, мы первоначально должны понять, в каком направлении работать. Ведь человек, пропавший без вести, это не только пропавший в городе или лесу. Это и гастарбайтеры, уехавшие на заработки в другую страну и переставшие выходить на связь с родными. Это и те, кто утонул, чьи тела не найдены. Каждому пропавшему дается отдельная квалификация, в соответствии с которой ведутся поиски.

В целом после поступления обращения есть время для сборов – 2 часа. В каждой группе поиска людей на местности не менее трех волонтеров. Если предполагается, что пропавший человек жив, хорошо слышит, не немой, волонтеры работают «на отклик». Вооружившись навигаторами, проходят лесной массив и кричат, ожидая, что он отзовется. Это так называемые быстрые поисковые мероприятия, когда группы могут пройти довольно значительные расстояния за сравнительно небольшой промежуток времени.

Если пропавший человек лежачий – ослаб, например, или предполагается, что он неживой, то используется прочесывание местности. Это куда более кропотливая работа. Тогда выбираются квадраты 500 на 500 метров и группа в составе 5–6 человек на протяжении 4–5 часов прочесывает данный участок, ищет там следы.


Для того чтобы стать волонтером отряда, достаточно будет вашего желания. Берут в том числе и несовершеннолетних. Конечно, не в лес на поиски – это для тех, кто постарше. Но работа в отряде точно найдется для каждого: опрос свидетелей, расклейка ориентировок, приготовление пищи для поисковых групп, помощь в зарядке и обслуживании оборудования, контроль списков людей, приехавших на поиски, взаимодействие с милицией и МЧС.


Найдем красные жигули – найдем дедушку

«Ангелы» не раз приезжали для спасения человеческих жизней и в Дзержинский район. Один из последних случаев, который вызвал широкий резонанс среди местного населения, – поиски пожилого рыбака из поселка Энергетиков. За историей самих поисков земляки следили, затаив дыхание. Командир ПСО признается, что выдались они крайне тяжелыми.

– К нам обратился сын дедушки. С его слов мы знали, что он собирался поехать на рыбалку на машине – красных «Жигулях». Перенес инсульт, из-за чего при ходьбе опирался на две палочки. Даже в магазин, который находился в 50 метрах от его дома, ехал на машине. Так ему было тяжело ходить. Сын рассказал, что на рыбалке дедушка обычно максимально близко подъезжал к берегу. На основе этого мы сразу выдвинули одну из версий: машина могла упасть в воду. Такие случаи бывали – люди гибли прямо в авто. Стояла задача найти красные «Жигули», это был наш ориентир. Найдем машину – будет понятно, где искать пропавшего.


«Каждый новый поиск для нас – это новый опыт. А поскольку в нашей копилке их уже тысячи, мы можем прогнозировать, читая поступившие обращения, чем это все закончится».


 

Учитывая, что на автомобиле можно было отъехать на приличное расстояние, задача «ангелов» значительно усложнялась. Поисковые мероприятия активно проводили сотрудники милиции, им помогали родственники дедушки, местные жители, односельчане.

– Милиция объездила лесные массивы и водоемы района, но это не дало желаемого результата. Подключились и мы. Правоохранительные органы организовали полет вертолета, чтобы обнаружить красный автомобиль. Но и это оказалось впустую. Мы предположили: раз поиски зашли в тупик – значит либо этой машины в районе уже нет, либо она стоит под густой кроной деревьев и потому ее просто не видно сверху.


«Ситуации, когда кто-то потерял и не может найти своих родных и близких, это настоящие чрезвычайные ситуации, которые могут закончиться бедой. Сначала мы боремся за жизнь человека. Но бывает и так, что поиски затягиваются. Вне зависимости от того, жив человек или нет, мы продолжаем искать».


На поиски пригласили квадроциклистов. Мероприятия запланировали на выходные, чтобы могло подключиться побольше добровольцев. В итоге каждый участник поисков проехал не менее 100 км. В пересчете на всех вышло около 1000 км дорог только за один день. Все безрезультатно.

– Тогда мы начали анализировать каждый трек, маршрут, которые записывались на навигатор. Все данные перевели на одну карту. Стало понятно, что оставались еще участки, куда мы не добрались. Возобновили поиски. В стороне от одной из лесных дорог обнаружили красные «Жигули», стоявшие, как мы и предполагали, под деревом. В машине дедушки не оказалось. Искать его продолжили на следующее утро. Охватили определенный радиус, прикинули расстояние, на которое предположительно мог отойти мужчина. У него был мобильный телефон с собой, но позвонить он не мог: в лесу отсутствовала мобильная связь. Видимо, заблудившись, какое-то время он просто ждал помощи, а потом решил идти обратно к машине. Как впоследствии выяснилось, пошел по той дороге, по которой ехал на автомобиле. Но это большое расстояние, а с палочками ему было тяжело передвигаться. Восстанавливая ход событий, можем опять же предположить, что дедушка вышел на перекресток уже затемно. Вероятно, не сориентировался и пошел не по дороге, а свернул в сторону, на траву, упал и погиб.


«Единственная мотивация волонтера – это желание помочь людям. И пока это желание в нем живо, он будет работать на добровольных началах. По-другому никак».


«Искать приходится не только живых людей»

– Когда кто-то из членов семьи теряется, люди зачастую не знают, что делать. Если звонят сразу нам, мы обязательно каждому оказываем консультативную помощь. В поиске никому не отказываем. Но первое, о чем просим, – написать заявление в милицию. Почему-то сложился такой стереотип, что сделать это можно по истечении трех суток с момента пропажи. Это не так.

Писать заявление нужно как можно быстрее, объясняет Сергей. И следственно-оперативная группа тут же начнет работу. «Ангелы» тоже приступают к поискам лишь после того, как в милиции законодательно будет зафиксирован факт пропажи человека.

– Искать приходится не только живых людей. Бывали случаи, когда искали тело, чтобы родные могли его похоронить. У нас вся работа связана с постоянной эмоциональной нагрузкой. Главное, сохранять здравый подход к тому, что делаешь. Иногда родственники долгое время пребывают в неведении, ожидании. Находясь в стрессовом состоянии, они не могут объективно и хладнокровно мыслить. Ты берешь эту задачу на себя. При всем этом волонтеры – те же самые люди. Они тоже переживают, чувствуют, разделяют эмоции близких и родственников пропавшего.

 

Но есть ситуации, которые выбивают из колеи… Нет, не «ангелов». Эти ребята – настоящие профессионалы и хорошо знают свое дело. Волонтерам отряда сопереживают те, кому небезразлична деятельность добровольцев и человеческие судьбы.

– Бывает, ищешь человека, тратишь средства, которых итак практически нет, время, ресурсы, а он просто загулял и не предупредил об этом никого. Родственники беспокоятся, мы работаем. И самое обидное не то, что зря старались, тратили силы и средства на поиски, а то, что в эту минуту кому-то действительно нужна была наша помощь. Часто подписчики сообщают нам в социальных сетях, что люди, «пропавшие» таким образом, поставили на себе крест. Их искать больше не будут, потому что своим поступком они уже показали окружающим свою склонность к необдуманным и безответственным действиям. Как правило, самые тяжелые морально ситуации для нас – это длительные и безрезультатные поиски, когда приложил максимум усилий, задействовал все имеющиеся ресурсы, сделал все возможное, а человека найти так и не удалось. Такое бывает редко, но все же случается. Как, например, поиски Максима Мархалюка – самая масштабная спасательная операция в стране.

Конечно, работа добровольческого отряда совсем «неангельская». Но волонтеры готовы взять под свое крыло каждого, кто нуждается в помощи. И пока такие люди есть в этом мире, он под надежной защитой.


В 2021 году состоялось 137 выездов на поиски пропавших. Для поиска одного пропавшего может быть организовано от одного до семи выездов. В результате волонтеры ПСО нашли 124 человека. Из них живых – 79, погибших – 28, утонувших – 17. Благодаря информационной работе найдено 37 человек. Отряд помог в установлении личности 12 найденных человек, страдавших от потери памяти и доставленных в медучреждения, милицию.


Фото из архива ПСО

«Ангел» оказывает помощь на безвозмездной основе

и существует только за счет пожертвований неравнодушных людей.

Вы также можете поддержать организацию.

Подробная инструкция, как это сделать, размещена на сайте 

 

Лента новостей
Загрузить ещё
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59