Меню
Государственное предприятие "Водоканал Дзержинского района"

Койдановские евреи ч. 27. В поисках истины

Бедствия, обрушившиеся на евреев Речи Посполитой, не только значительно снизили уровень их жизни, но и отразились на умонастроениях. Достичь довоенного благополучия не смогла практически ни одна община на территории ВКЛ. На фоне экономической нестабильности у большинства общинников росло критическое отношение к прежним устоям и заповедям предков. Неуверенность в завтрашнем дне порождала в их среде распространение различных мистических течений.

(Продолжение. Начало в №46–51 2022 г., №1–9, 11–23 2023 г.)

В этот период вновь приобрел значение каббализм – религиозно-оккультное учение раннего средневековья, пытавшееся найти скрытый смысл в древних писаниях Торы, Танаха и Талмуда. Последователями этого учения в Великом княжестве Литовском стал ряд местных раввинов, но их глубокие философские рассуждения, пытавшиеся объяснить взаимосвязь между неизменным, вечным и таинственным, не всегда были понятны простым людям.


В конечном итоге каббализм не получил распространения среди литваков и местечковцев


В 1666 году по всему еврейскому миру разлетелась весть о пришествии Мессии под именем Шабтай Цви. Во всех синагогах стали читать молитвы за его здравие, а миллионы евреев готовились к немедленному переезду в страну Израиля, находившуюся в то время во владениях Османской империи. Для иудеев, перенесших на чужбине немало тягот и лишений, это был добрый знак, вселивший в них надежду на лучшую жизнь. Но турецкий султан Мехмед IV, понимая, с какой проблемой ему предстоит столкнуться, поступил с новоявленным Мессией довольно просто и даже гуманно: он поместил Шабтая Цви в стамбульскую крепость, а затем предложил ему выбор – умереть или перейти в ислам. Избавитель еврейского народа принял второе. На этом его мессианство закончилось, но вера в несостоявшуюся мечту еще долго будоражила сознание евреев.


А вот рабби Бешты (Исраэль бен Элиэзер Баал-Шем-Тов), создавший в начале XVIII века новое учение под названием хасидизм, смог быстро сплотить вокруг себя многочисленных приверженцев своих идей


Его учение во многом опиралось на Каббалу и отличалось крайним мистицизмом. Он позиционировал себя не только как духовный лидер, но и как целитель, заговаривавший болезни, заклинавший бесов и изготавливавший амулеты. В своих кратких проповедях Бешты стремился раскрыть суть своего учения, основанного на единении с Богом и его мистическими откровениями, полученными в результате «восхождения души» (алият нешама). Он учил, что вне и кроме Бога ничего не существует, что человек занимает особое место в мире, имея целью познание божественных тайн. Само слово «хасид» произошло от еврейского слова, означавшего «благочестивый» – праведник, отличавшийся своим усердием в соблюдении религиозных и этических предписаний иудаизма. Поэтому от последователей учения требовалось исполнение «небесного закона», стоящего выше законов Торы. Хасиды считали себя ответственными за весь еврейский народ и верили, что земные блага даны Богом как залог возможности творить добро и милосердие.


Хасидизм создал новую модель набожного еврея, в которой эмоции и религиозный восторг преобладали над логикой и ритуалами, а религиозная экзальтация – над ученостью


Талмудическое и каббалистическое толкование Торы позволяло употреблять большое количество мистических элементов, демонстрировавших стремление к тесной связи с Богом посредством выражения радости и торжества через песни и танцы. Любовь, гордость, стремление к красоте – все должно быть использовано для служения Богу. Все помыслы хасида должны быть обращены к нему.

Изначально хасидизм зародился на южных окраинах Польши, затем перешел на Волынь, Галицию, Венгрию и Молдавию. В центральной Польше и на землях Великого княжества Литовского первые приверженцы этого учения появились во второй половине XVIII века. Примерно в это время первая группа хасидов появилась в местечке Койданово. Она состояла из небогатой части жителей штетла.

На улице хасидов можно было узнать по одежде – представители нового учения носили черные шелковые, а кто беднее – сатиновые, кафтаны и белые рубашки. В качестве головных уборов мужчины использовали фетровые шляпы, из-под которых выбивались длинные пряди волос на висках – пейсы. В торжественных случаях они одевали штраймл – меховую шапку с высоким верхом.

Женщины из хасидских семей отличались скромностью в поведении и одежде. Их платья были сшиты из неярких тканей и по фасону полностью закрывали ноги и руки. Демонстрация своих коленей считалось верхом разврата для иудейки. За такое поведение женщина могла понести самое суровое наказание, быть оплеванной и избитой. Волосы замужняя женщина закрывала платком, шляпкой или париком. Некоторые жены хасидов брили голову для того, чтобы волосы случайно не выбились из-под головного убора.


Койдановские хасиды вели замкнутый образ жизни, и в первое время их влияние на жителей общины было незначительным


В отличие от ортодоксальных иудеев, они никогда не придерживались молитвенного расписания, особенно по утрам. Тем не менее молитва для них была одной из важнейших составляющих учения. Они верили, что слияние с Богом может быть достигнуто не изучением Торы и Талмуда, чего требовали традиционные раввины, а страстной молитвой, старательным исполнением всех религиозных заповедей и благочестивым поведением. Хасиды по-новому осмыслили великое значение этических ценностей, которое проповедовали еще древние пророки, и старались строго их придерживаться. Ввиду отсутствия духовного лидера койдановским хасидам нередко приходилось отправляться в паломничество, чтобы в общении с другими единоверцами еще больше утвердиться в правильности выбранного ими пути. По субботам они облачались в белые одеяния и много времени проводили за тремя традиционными субботними трапезами, нередко поддерживая свое мистическое воодушевление крепкими напитками.

Однако число последователей хасидизма продолжало расти, что не могло не вызвать беспокойство у кагала и раввина, которые боялись разрушения сложившегося порядка в общине. Хасидов стали рассматривать как мессианских раскольников, наподобие последователей Шабтая Цви. Не меньшей критике подверглась хасидская практика богослужений, в которой усматривался отход от ортодоксального религиозного учения.


Неоднократно хасидов подвергали херему (анафеме). С ними запрещалось общаться, жениться или выходить замуж


Несмотря на такое отношение со стороны соплеменников, хасиды завоевывали все больше сторонников своего учения. Но, даже достигнув по популярности раввинистического иудаизма, они не стремились к конфронтации с приверженцами ортодоксальной веры. В то же время и не боялись выражать несогласие со своеволием и спесью некоторых законоучителей и руководителей общины. Они учили своих единоверцев, что земные блага даны богом как залог возможности творить добро и милосердие. Более того, хасиды не преступали определенных границ, оставаясь верными всем требованиям Священного Писания и исполняя его с особым рвением.

В конце концов, оба течения в иудаизме нашли пути мирного сосуществования. Евреи благоразумно решили не создавать раскола в своих рядах на религиозной почве. Тем более, что хасиды строго соблюдали правила и постановления Талмуда и «Шулхан Арух» и не чуждались изучения Торы.


Оба течения продолжали идти различными путями, но научились уважать друг друга и признавать ценность вклада, внесенного в иудаизм той и другой стороной


Это позволило хасидизму с его мистическим учением превратиться во влиятельное течение в иудаизме. С расширением движения оно все меньше внимания уделяло медитации и единению с Богом, и боль­ше – традиционной еврейской учебе. В результате хасидизм перестал считаться мятежным течением: фактически он превратился в оплот ортодоксального иудаизма, чьих сторонников даже в наши дни легко можно узнать по черным пальто и старомодным шляпам.

(Продолжение следует)

ООО "МВИнновации"
Лента новостей
Загрузить ещё
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59