Общение: психолог рассказала, как правильно слушать ребенка и говорить об эмоциях
Наверняка каждый родитель хоть однажды замечал, что в жизни его ребенка, вероятно, возникли какие-то трудности. Это может проявляться по-разному, например, в особенностях поведения или нетипичных для детей высказываниях. Что же делать, чтобы докопаться до истины и помочь своему чаду, не нарушив при этом личных границ и не затронув тонкую душевную организацию подростка? Об этом поговорили с педагогом-психологом средней школы №2 г. Дзержинска Екатериной Соболевской.
— Зачастую трудности, которые испытывает подросток, кроются в его чувствах, — говорит специалист. — Поэтому иногда единственное, что можно сделать, — просто выслушать его. Наверняка, многим известно такое понятие, как «активное слушание». Именно данный способ общения нужно практиковать как можно чаще.
Активно слушать — значит повторить сказанные ребенком слова и сообщить чувство. Пример. «Мама, я с этим дурацким Артемом не буду больше играть», — говорит сын. «Ты, наверняка, рассержен на него» или «Ты обижен сейчас», — отвечает родитель. Психолог рекомендует не оставлять ребенка наедине с его переживаниями, не обесценивать чувства подростка, которому и без того сложно. С помощью активного слушания родитель демонстрирует, что понимает ситуацию ребенка, что взрослый готов узнать подробности.
Однако следует учесть, что с первого раза может не получиться. Но этому нужно учиться, и тогда ребенок также научится решать конфликты методом активного слушания.
Правила активного слушания:
— важно говорить лицом к лицу. Если ребенок маленький, следует присесть или взять его на руки;
— необходимо отложить все дела, чтобы ребенок понял, что с ним готовы говорить;
— нужно не расспрашивать о ситуации, а говорить утвердительно («Ты сейчас обижена»);
— не надо сразу говорить слишком много, лучше подождать. Ведь ребенку нужно собраться с мыслями, чтобы сообщить еще что-то о произошедшем;
— не стоит сразу давать советы, лучше узнать побольше подробностей о чувствах ребенка.
Существует еще один способ слушания — пассивный. Например, ребенок без остановки что-то рассказывает. Взрослый в таком случае произносит: «Ага», «Да», «М-м-м, интересно», «Ну надо же!» или же реагировать мимикой.
К слову, взрослого также могут переполнять эмоции в тот момент, когда нужно выслушать. И их не нужно сдерживать в себе.
— Ваш внешний вид скажет сам за себя (поза, жесты, выражение лица), — отмечает психолог. — Также сообщите ребенку, какие отрицательные чувства вы сейчас переживаете («Сынок, я сейчас раздражена из-за проблем на работе, ты не против, если мы поговорим позже, или все-таки обсудим сейчас?»).
Постарайтесь проговорить, какие существуют эмоции и как их соотнести с ситуациями («Я так рад» — при получении хорошей отметки или когда родители купили то, о чем мечтал; «Я злюсь» — когда проиграл в футбол; «Я волнуюсь» — когда не готов к уроку и т. п.).
Упражнения по выражению эмоций:
— нарисовать эмоцию, которая внутри, и или порвать картинку, или сжечь, или отпустить в реку;
— попрыгать, побегать, поприседать, т. е. использовать физическую нагрузку;
— написать сказку об эмоции, сделав ее одним из персонажей;
— рассказать, зачем нужна данная эмоция в жизни;
— спросить себя «Что это?», и задавать этот вопрос, пока не найдется ответ;
— научить тело реагировать на какие-либо эмоции (например, когда злитесь — сильно напрягать живот).
Однако следует помнить, что в жизни каждого несовершеннолетнего должны быть определенные правила. Особенно это касается случаев, когда родители избегают конфликтов с детьми, не могут вынести слез или просто не хотят огорчать ребенка.
— Не оставляйте свое чадо наедине с его эмоциями, выслушайте, окажите поддержку, — рекомендует Екатерина Соболевская. — Ведь важно дать понять ребенку, что его эмоции не обесценены. Поверьте, со временем вы будете удивлены результатом, когда удастся установить тесный контакт. А еще заметите, что меняетесь сами, становясь менее раздражительными и более терпеливыми.