Меню

На рельсах 150-летней истории станции Негорелое. Ч. 7

В конце 1930-х годов нацистская Германия открыто приступила к  осуществлению своих реваншистских замыслов. Стало понятно, что в Западной Европе возник очаг военной агрессии. В условиях нарастания международной напряженности советское руководство прилагало все усилия, чтобы укрепить свои западные границы. Важная роль в этих мероприятиях отводилась железнодорожному транспорту.

По законам военного времени

Ранним утром 1 сентября 1939 года войска вермахта по надуманному предлогу вторглись в пределы Польши. Началась Вторая мировая война. Территория Западной Беларуси оказалась под угрозой захвата немецко-фашистскими войсками. В этой связи на рассвете 17 сентября 1939 года Красная Армия перешла советско-польскую границу, которая была неправомерно навязана по Рижскому мирному договору, и устремилась в глубь Западной Беларуси, чтобы взять под защиту жизнь и имущество граждан, находившихся в  оккупации. Население горячо приветствовало своих освободителей.

Пограничная арка на железнодорожной станции Негорелое. 1932 г.

Обеспечивая подкрепление наступавшим частям Красной Армии, железнодорожники трудились с полной отдачей. С 13 сентября железнодорожный транспорт перешел на военный режим работы. Эшелоны с войсками и техникой шли со станции Минск-Товарная на Негорелое с интервалом 15 минут. Выгрузка осуществлялась на станции Негорелое, после 17 сентября часть их пропускалась до станции Столбцы, а после перешивки колеи и далее.

Только за два дня, 17 и 18 сентября, Минск отправил 6000 тонн соли, 700 тонн керосина, 5000 ящиков спичек, 7150 ящиков махорки. А ведь участок до Негорелого был однопутным с электрожезловой системой. С целью  ускорить пропускную способность участков перешли на  систему живой блокировки. Для этого были мобилизованы сменные командиры станции Минск-Товарная. Новый кадровый состав движенцев станций Колосово и Столбцы также был рекрутирован со станции Минск-Товарная. Советских железнодорожников посадили в специальный эшелон без разъяснения задач, и к утру 17 сентября они сменили на освобожденных станциях польских железнодорожников. Командированные на этих станциях проработали до 1940 года.

Демонтаж старого пограничного знака у станции Негорелое

Пропускная способность однопутного участка Минск —  Негорелое на всем главном направлении изменилась, поэтому спешно сооружался второй главный путь. Уже 11 ноября 1940 года была закончена укладка параллельного полотна и открыто движение по 2-му главному пути от Негорелого до станции Минск-Товарная. За два предвоенных года отправление грузов по станции Негорелое возросло в 2,8 раза, прибытие грузов — в 5 раз, скорость движения грузовых поездов увеличилась на 54%. На транспорте выросли сотни передовиков и новаторов. На станции Негорелое имелись 6 приемо-отправочных путей, оборотное депо локомотивов, санитарный поезд, электростанция. Начальником станции Негорелое работал Гавриил Баранов.

Велось интенсивное строительство жилья, что позволило многим рабочим и специалистам станции получить квартиры. В распоряжении железнодорожников были клуб им. Ильича, железнодорожная больница, им предоставлялись места в санаториях и домах отдыха. Но мирная передышка оказалась недолгой.

22 июня 1941 года гитлеровская Германия напала на западные рубежи Советского Союза. Началась Великая Отечественная война. В первые часы боевых действий бомбардировкам авиации врага подверглись крупные железнодорожные узлы и мосты. Часть пограничных станций была занята противником в тот же день.

23 июня 1941 года был подписан приказ Наркома путей сообщения о введении с 18 часов 24 июня военного графика движения поездов. На крупные узлы и станции были командированы специалисты управления дорог для организации бесперебойного пропуска эшелонов, следовавших на восток. График движения поездов исключал обгон одних поездов другими, что позволило пропустить максимальное количество составов. В необходимых случаях вводились «живая блокировка» путем расстановки сигнальщиков на расстоянии 1 км друг от друга и пропуск поездов друг за другом на расстоянии тормозного пути.

Страна потребовала от железнодорожников сосредоточить все усилия на эвакуации населения и материальных ценностей, спасая их от врага, а также обеспечить бесперебойный подвоз всего необходимого к линии фронта.

В чрезвычайно трудной ситуации железнодорожники показали необычайную твердость духа, безграничную верность своему патриотическому долгу. Как показала практика, паники среди них не было. Повреждения устранялись быстро, и движение поездов не прекращалось ни на минуту. Благодаря слаженной работе железнодорожников были отправлены в глубь страны составы с семьями трудящихся из зоны военных действий. При непрерывном артобстреле и бомбежках эвакуировались ценности и подвижной состав Барановичского и Лунинецкого отделений. Но из 10 тысяч вагонов было отправлено в тыл только 5675. Дежурные по станциям совместно с руководителями узлов покидали станции в числе последних. 25 июня из Минска ушел последний поезд с банковскими ценностями.

28 июня 1941 года Негорелое было оккупировано фашистскими захватчиками. Жизнь на станции остановилась. Каждый работник должен был выбирать теперь свой путь самостоятельно. Часть из них ушли в партизаны, некоторые остались работать. На занятой врагом территории руководство работой железнодорожного транспорта было поручено службе военно-технических перевозок вермахта. В Варшаве было создано Управление Восточными железными дорогами с 4 главными дирекциями. Вначале там работали «серые» железнодорожники (по цвету армейских мундиров и шинелей). Но их служба плохо обеспечивала нужды фронта и тыла, поэтому уже в декабре 1942 года «серые» были заменены «синими», т. е. кадровыми работниками Германии.

Часть довоенных советских железнодорожников, не сумевших эвакуироваться или пробиться к отступающим частям Красной Армии, вынуждены были устраиваться на работу по своей профессии. Это объясняется тем, что биржа труда, через которую они нанимались, гарантировала исключение их угона в качестве остарбайтеров в Германию. Кроме того, они получали заработную плату, а сменные работники обеспечивались питанием в столовых. На станции им предлагались только второстепенные должности — составителей поездов, сцепщиков, стрелочников, путевых обходчиков.

Дежурными по станции были исключительно немецкие железнодорожники. Местные поездные бригады не допускались также на поезда, перевозившие войска и военную технику. Они работали только на маневровых паровозах.

Патриотично настроенные железнодорожники уже в первые месяцы оккупации начали героическую борьбу с врагом. Они создавали подпольные группы, первоочередной задачей которых был саботаж и некачественное выполнение ремонтных работ, в результате чего паровозы стали выходить из строя на пути следования. Уже с 1942 года крупный ремонт подвижного состава на оккупированной территории не производился. Паровозы сплотками перегонялись на заводы в Германию. Подпольщики добывали и передавали партизанам сведения о движении эшелонов, которые потом взрывали народные мстители.

Развернувшаяся в годы лихолетья рельсовая война перевернула представления об эффективности партизанских действий

На территории Негорельской школы фашисты создали филиал концлагеря «Шталаг №352», находившегося недалеко от деревни Масюковщина. Для советских военнопленных, которых заставляли работать на участке железной дороги, сбили из досок бараки. Территория была обнесена колючей проволокой. Вокруг лагеря стояли пулеметные вышки. Пленных морили голодом, вынуждали пить грязную речную воду, зимою запрещали жечь костры. За протест расстреливали.

В Негорелом мученическую смерть приняли около двух тысяч советских военнопленных.

 В публикации использованы материалы краеведческого исследования начальника железнодорожной станции Негорелое Марины Воронович.

Продолжение следует.

ООО "МВИнновации"
Лента новостей
Загрузить ещё
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59