«Дзержинщина партизанская». Ч. 14. Во главе партизанского движения
Создание в мае 1942 года при Ставке Верховного Главнокомандования Центрального штаба партизанского движения (ЦШПД), а в сентябре — Белорусского штаба партизанского движения (БШПД), являвшегося военно-оперативным органом ЦК КП(б)Б, позволило поднять руководство всеми формами народной войны в тылу врага на новый, более высокий уровень.
Своевременно стали решаться вопросы материально-технического обеспечения подпольных организаций, диверсионных групп, партизанских отрядов и бригад на оккупированных территориях. Большую помощь в этом деле оказала специальная авиаэскадрилья в составе 32 самолетов, которая находилась в непосредственном подчинении ЦШПД. С этого времени вылеты советских летчиков в тыл врага стали регулярными, в итоге значительно повысилась боеспособность белорусских партизан. Именно так начали именоваться народные мстители, которые вошли в подчинение ЦШПД и БШПД. Такое размежевание сил было принципиально важно, поскольку на тот момент военизированные подразделения, действовавшие в лесах, были неоднородными по своему составу, нередко различались и по национальному признаку. Соответственно и цели, которые они ставили перед собой, имели ярко выраженный националистический или классово-идеологический характер. Поэтому в оккупационной зоне нередко сталкивались интересы радикально настроенных людей, имевших различные идейно-политические, религиозные и даже шовинистические взгляды. Свои межличностные отношения они предпочитали выяснять с помощью оружия, что наносило непоправимый вред единству антифашистского движения. Да и само слово «партизан» в то время еще не стало общепринятым для обозначения патриотически настроенной части населения, которое вело борьбу на оккупированных гитлеровцами территориях. Этот термин возник позже, в противовес слову «бандит», повсеместно насаждавшемуся немецкой пропагандой.
Словосочетание «белорусские партизаны» родилось в июле 1942 года на совещании командиров 23 партизанских отрядов в Руднянском лесу на Логойщине
Во время дискуссии и поступило предложение именоваться не просто «партизанами», на чем настаивали представители из Москвы, а именно «белорусскими партизанами». В дальнейшем это решение приобрело важное значение в отрицании роли польских, украинских, литовских и еврейских партизанских отрядов, действовавших в Белоруссии. К тому же заметного влияния на положение дел они не оказывали. Так, например, наиболее известные из них — польская Армия Крайова (АК), Украинская повстанческая армия (УПА), литовские легионеры не только открыто вели вооруженную борьбу против советской власти, но и впоследствии стали прислужниками гитлеровского оккупационного режима.
При этом следует иметь в виду, что отряды, именуемые «белорусскими партизанами», не состояли исключительно только из белорусов. Это был патриотически настроенный интернационал людей, имевших различные национальные корни, но единых по духу и взглядам, что позволило им сплотиться вместе в грозную силу, вести непримиримую борьбу с врагом, напавшим на их общую многонациональную Родину — Советский Союз. Вот почему в рядах народных мстителей, подчиненных ЦШПД и БШПД, плечом к плечу героически сражались и русские, и белорусы, и украинцы, и евреи, и литовцы, и представители других национальностей. Единой семьей они с оружием в руках встали на защиту своего Отечества. А термин «белорусские партизаны» позволял размежеваться им с теми националистами, которые использовали установление оккупационного режима для достижения своих целей.
В условиях, когда в яростной схватке сошлись представители двух систем, противоположных по мировоззрению и укладу жизни, борьба за умы и настроения людей на оккупированной территории приняла довольно острый характер. Вот почему высшее командование партизанским движением в Москве предприняло ответные шаги, направленные на усиление идейно-политической, идеологической и воспитательной работы как среди партизан, так и местного населения. До войны эти функции возлагались на агитаторов и пропагандистов из числа коммунистов и наиболее сознательной части молодежи. И чтобы придать этому важнейшему участку антифашистской борьбы более организованную и целенаправленную форму, предстояло в кратчайшие сроки возобновить в тылу врага деятельность партийных и комсомольских организаций, обеспечив их грамотными и идейно подготовленными кадрами.
Становление партийного подполья на территории Белоруссии, в том числе в Минской области, перешло в активную фазу уже летом 1942 года, когда ЦК КП(б)Б значительно усилил работу по направлению в тыл врага руководящих партийных кадров
Их обучение проводилось в специально созданной школе. К концу занятий ее выпускники владели основами конспирации, глубоко разбирались в принципах партийного руководства всеми видами и формами народной борьбы в тылу врага, четко понимали свои задачи в тех районах, где им предстояло работать. После согласования по инстанциям они направлялись в качестве парторганизаторов в тыл врага, чтобы в сложнейших условиях оккупации приступить к созданию партийных комитетов. В помощь им комплектовались группы, в состав которых входили комсомольские работники, организаторы партизанского движения, инструкторы-подрывники, медицинский персонал. Всего в 1942 году ушли в белорусские леса 170 таких отрядов. Большая часть из них проследовала через Суражские ворота и успешно добралась до места назначения.
Летом 1942 года возобновил свою работу Минский обком партии. Его возглавил Василий Иванович Козлов.
Он родился 18 февраля 1903 года в деревне Заградье Жлобинского района Гомельской области. В 1927 году его приняли в ряды ВКП(б). С 1928 года Василий Козлов находился на партийной и советской работе. В 1933 году, после окончания Коммунистического университета имени В. И. Ленина в Минске, он был выдвинут на пост заместителя Председателя Совета Народных Комиссаров БССР, а в апреле 1941 года избран вторым секретарем Минского обкома КП(б)Б. В июле 1941 года его назначили первым секретарем Минского подпольного обкома КП(б)Б и направили в тыл противника для организации партизанского движения. В марте 1942 года Василий Иванович Козлов возглавил партизанское соединение Минской области.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 сентября 1942 года Василий Иванович Козлов был представлен к званию Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
В феврале 1943 года ему присвоено воинское звание генерал-майора. После освобождения Минска от немецких оккупантов Василий Иванович Козлов возглавил столичный обком и горком партии.
В становлении партийного подполья в Белоруссии значительная роль отводилась уполномоченным Центрального Комитета КП(б)Б. Прибыв в назначенный район, они, опираясь на коммунистов, перешедших на нелегальное положение, активно занимались созданием подпольных партийных органов. Завершив организационную работу по подбору кадров, уполномоченные и парторганизаторы формировали партийные комитеты и, как правило, являлись их секретарями. Для улучшения руководства партийным подпольем и партизанским движением, а также в целях ускорения создания партийных структур на местах ЦК КП(б)Б признал целесообразным прибегнуть в качестве временной меры к созданию в ряде областей республики межрайонных подпольных партийных центров и комитетов.
Межрайонный подпольный комитет Минской зоны возглавил Иван Леонович Сацункевич.
Под его руководством уже в октябре 1942 года стало возможным создание в пяти районах Минской области партийных комитетов, в том числе и Дзержинском. Его секретарем был утвержден Виктор Лукошевич Герасимович, бывший до этого парторганизатором ЦК КП(б)Б.
Задачи по формированию подпольных райкомов партии межрайонный подпольный комитет КП(б)Б Минской зоны фактически выполнил к концу 1942 года.
Таким образом, в результате организационно-политических мер, предпринятых Компартией Белоруссии, на территории республики была создана разветвленная и эффективно действовавшая сеть подпольных партийных и комсомольских органов и организаций, которые стали оказывать огромное влияние на все стороны боевой и политической жизни в тылу врага. Проводя большую разъяснительную работу и сплачивая вокруг себя народные массы, коммунисты и комсомольцы шли в авангарде борьбы с врагом на оккупированной территории.
Виктор УРАНОВ