Узнали, что думают педагоги, выпускники и их родители о новациях в экзаменационной кампании
В начале января вторым в этом году указом Президента Беларуси была утверждена новая редакция Правил приема лиц для получения общего высшего и специального высшего образования. 28 января всем одиннадцатиклассникам предстоит сдавать репетиционный централизованный экзамен. Мы решили выяснить, что же думают об основных положениях Указа руководство учреждений образования, педагоги, родители и, конечно же, сами абитуриенты.
Андрей Иванец, министр образования: «После проведения репетиции ЦЭ будет видна уже реальная картина происходящего. Здесь мы сделали все возможное: поменяли структуру тестов, теперь они более понятны с точки зрения традиционных школьных контрольных работ. Мы также убрали из тестов пятый уровень сложности заданий — это олимпиадные задания, чтобы все ребята были в одинаковых условиях: те, кто обучался в профильных классах, и те, кто в базовых. Кроме того, мы сделали максимально комфортными пункты сдачи ЦЭ — расширили их количество. Сейчас их 144, они есть в каждом районе»
Людмила Повхлеб, директор гимназии г. Дзержинска:
— 2023 год войдет в историю под знаком кардинально измененных правил формата вступительной кампании. Указ позволит увидеть четкую определенность в направлении выбора абитуриентами будущей профессии.
Ценной новацией считаю проведение университетских олимпиад, по итогам которых зачисление в учреждения высшего образования может быть без экзаменов. Наши выпускники уже в марте смогут быть зачислены в ряды студентов-первокурсников, если выпускник определил для себя не только профиль обучения, но и место работы, Указ дает большие шансы стать студентом ориентировочно уже до 12 июня, т.е. в сроки до начала централизованного тестирования. Для этого нашим учащимся 11 класса необходимо заключить целевой договор и сдать внутреннее вступительное испытание в учреждении высшего образования.
Положительным моментом также считаю прием учащихся профильных классов: педагогических, спортивно-педагогических и аграрных. Ранний выбор профессии, усвоение программы профильного факультативного занятия на протяжении двух лет обеспечит наличие льготы (зачисление по собеседованию) для поступления. Сформированные механизмы отбора ребят для обучения в вузах позволят усилить мотивацию получения знаний в учреждении образования. Рада, что ориентир проектов является правильным путем для трудоустройства гимназистов.
Людмила Захарова, заместитель директора по учебной работе гимназии г. Дзержинска:
— Главными принципами Указа Президента являются равные возможности для всех, объективность оценки знаний, отбор мотивированных абитуриентов. У учащихся 11 класса появился шанс стать студентами досрочно, поучаствовав еще и в университетских олимпиадах. Появилась возможность поступления на целевую подготовку по отдельному порядку приема. А еще очень важно, что выпускники педагогических, аграрных, спортивно-педагогических классов могут поступить в высшие учебные заведения по результатам собеседования.
Централизованный экзамен — тот же выпускной, но его результаты можно предъявить при поступлении. ЦЭ обязателен для всех 11‑классников, а ЦТ — только для тех, кто хочет учиться в вузе. Хотя по форме, по уровню сложности заданий они идентичны.
Елена Волченко, учитель белорусского языка и литературы:
— В этом учебном году я являюсь учителем-предметником у учащихся 11 классов. Конечно, вопрос вступительной кампании не может меня не волновать.
В первую очередь, хотелось бы отметить, что, согласно новым правилам приема в высшие учебные заведения, абитуриенты будут сдавать экзамены только по тем предметам, которые им нужны при поступлении. Таким образом, нагрузка у одиннадцатиклассников становится меньше, чем была в предыдущие годы. Например, по учебному предмету «Белорусский язык» раньше нужно было сдавать школьный экзамен в форме изложения, а при поступлении – писать тест. Это две разные подготовки. В этом году такого не будет.
Конечно, предстоящая вступительная кампания является одним из главных вопросов. Немного настораживает то, что время для подготовки к экзаменам сократилось, ведь их ребятам придется сдавать уже в мае, а не в июне, как было раньше. Но мы, педагоги, верим, что учащиеся 11 классов успеют как следует подготовиться.
Людмила Колодинская, учитель русского языка и литературы:
— Один из самых обсуждаемых вопросов сегодня – это, конечно же, вступительная кампания. Радует, что зачисление в вузы будет проходить по результатам двух ЦЭ (по языку и на выбор), одного ЦТ, а также среднего балла аттестата. Поступить «куда придется», как раньше, уже не получится. Данный подход позволяет абитуриенту делать осознанный выбор в первую очередь будущей специальности или группы специальностей. А это серьезный фактор, повышающий качество отбора абитуриентов в вузы. Новые подходы к приему создают лучшие условия для поступления подготовленным и мотивированным абитуриентам – возможность быть зачисленными на ранних стадиях для тех подготовленных абитуриентов, кто четко определился с вузом (победа в университетской олимпиаде), с формой обучения (участие в конкурсе на целевую подготовку).
Елена Новик, мама выпускника 2023 года:
— Безусловно, меня, как маму будущего выпускника, не могут не волновать новые правила приема в вузы и колледжи нашей страны.
В первую очередь это связано с тем, что именно с текущего года выпускники школ и гимназий впервые будут проходить итоговую аттестацию в форме централизованного экзамена. Хорошо, что у ребят будет возможность принять участие в пробном централизованном экзамене.
Радует также то, что данные правила доработаны с учетом результатов изучения общественного мнения и оценок экспертов.
В документе можно найти категории абитуриентов, которых могут зачислить без вступительных испытаний и вне конкурса, как на педагогические, так и на другие профессии.
Очень хочется верить, что новые правила поступления действительно направлены на повышение объективности оценки знаний абитуриентов и обеспечивают соблюдение принципа равной возможности поступления в вузы.
Нас нисколько не пугает момент предоставления характеристики из школы при подаче документов для поступления. Как отмечают представители приемных комиссий, во время дней открытых дверей, которые нам удалось посетить на данный момент, характеристики должны помочь абитуриентам как можно скорее влиться в студенческую жизнь.
11‑классники сдают два ЦЭ. Первый экзамен — русский или белорусский на выбор. Со вторым предметом выпускники определяются самостоятельно. Но он должен быть из числа дисциплин, по которым проводится ЦТ (математика; физика; химия; биология; Всемирная история и история Беларуси; обществоведение; география; английский, французский, немецкий, испанский, китайский языки). В постановлении Минобразования №245 есть подробный перечень направлений, где к каждой специальности указаны два профильных предмета.
Никита Федчук, учащийся 11 класса гимназии г. Дзержинска:
— Для нас, выпускников, 2022/2023 учебный год является самым ответственным и очень волнительным. Именно мы первыми будем сдавать вступительные экзамены в новой форме. Конечно, пугает неизвестность. Но все-таки я рад, что нам не придется одновременно готовиться к школьным экзаменам, которые были обязательны раньше, и к централизованному тестированию. Теперь подготовка проходит в одном направлении и связана она с теми предметами, которые нам действительно нужны.
Что касается характеристик, которые необходимо будет предоставить вузам, то меня это не смущает. Каждый год я являюсь участником районной олимпиады по английскому языку, имею дипломы, принимаю активное участие в общественной жизни класса и гимназии. Все это, я думаю, будет отражено в моей характеристике, и она сыграет только положительную роль при поступлении в университет.