Меню

Койдановские евреи. Ч. 37. «Духом окрепнем в борьбе»

евреи БУНД

Международное сионистское движение всколыхнуло самосознание евреев, проживавших в Европе и России. Но не все они однозначно восприняли идею переселения в Палестину, на «землю обетованную». Ведь тогда бы пришлось сорваться с насиженных, обустроенных мест и заодно попрощаться с тем положением в обществе, которое достигалось годами упорного труда. А к этому не все были готовы.

Так вышло, что многие из представителей этой древнейшей нации давно оторвались от корней своих предков и чувствовали себя довольно уверенно на той территории, которая их приютила. Поэтому коренных перемен в своей жизни они не желали. Тем не менее положение чужестранцев и людей второго сорта их тоже не устраивало. Вот почему еврейская интеллигенция все чаще стала задуматься о «тиккун олам» – исправлении несправедливого мира. Им хотелось добиться одинаковых прав с титульной нацией того государства, в котором они проживали. И даже занять более привилегированное положение, достойное Богом избранного народа, давшего миру Мессию.

В то время на европейском континенте массово бурлили буржуазно-демократические настроения. Выдвигались определенные требования, которые нередко переплетались с требованиями рабочих, отстаивавших свои экономические и политические права. Накануне революционных потрясений находилась и Россия – в стране по-прежнему сохранялся монархический строй, сдерживавший развитие капиталистических отношений в стране.

В борьбе с царизмом все чаще звучали социалистические лозунги, проникавшие с Запада. Эти идеи, звавшие на баррикады, во многом были созвучны с многовековыми чаяниями еврейства, долгое время находившегося в угнетенном, униженном состоянии

Закономерно, что в качестве своей революционной платформы они подхватили интернациональное по своей сути учение Карла Маркса (Мозеса Мордехая Леви) о том, что по мере развития производительных сил наступает момент, когда для дальнейшего поступательного движения требуется смена общественно-экономической формации. Наиболее привлекательным моментом в этой теории являлся вывод о том, что буржуазная система государственной власти со всеми накопившимися пороками должна будет уступить место бесклассовому коммунистическому обществу, основанному на принципах социального равенства. Такой принцип построения общественных отношений как нельзя лучше соответствовал настроениям и взглядам евреев, ведь подобные формы общежития давно практиковались в их кагалах.

Себя же они видели в грядущих революционных переменах только в качестве лидеров, своеобразной элиты «посвященных» и «избранных», которым предназначалась роль интерпретаторов и хранителей «священных» текстов классиков марксизма. Причем относиться к этим текстам требовалось почти так же благоговейно, как к Торе и Талмуду. Однако евреев больше беспокоили только узко эгоистичные национальные интересы. А главная движущая сила революции – пролетариат и крестьянство – для них являлись лишь объектом манипуляций и средством для достижения целей. Истинные иудеи называли рабочего человека не иначе, как «гамурец», то есть недоучка, существо второго сорта. Столь негативная позиция по отношению к народным массам противоречила марксистскому учению, назвавшему пролетариат гробовщиком капитализма. Но еврейские идеологи в своих пропагандистских выступлениях игнорировали этот основополагающий тезис либо подавали его в вольной трактовке.

Более того, чтобы в поступках и действиях еврейских революционных деятелей, видевших себя в роли вождей, не так явно сквозил их частный групповой интерес, из учения Маркса они еще убрали и «этнический фактор», заменив его на концепцию «перманентной мировой революции». В данном случае евреи, разбросанные по всему миру, представляли собой прекрасный материал для осуществления подобного эксперимента. А пока, объединившись под революционными лозунгами, они активно проникали в культурную и общественную жизнь своих стран, постепенно создавая свое еврейское лобби: журналистов, адвокатов, критиков, коммерсантов, которые в массе своей поддерживали, защищали, восхваляли, поощряли многочисленных «борцов за народное счастье».

Таким образом, кагал настойчиво вел работу по превращению евреев из народа со своими обычаями, языком, традициями в новую общность людей, объединенных в международном масштабе для подготовки грядущих социальных перемен

И это движение в дальнейшем оказалось намного мощнее, чем сионизм. По своей сути это была не аморфная горстка отчаявшихся людей, а хорошо организованная структура, постепенно проникавшая во властные органы европейских стран и формировавшая общественное мнение в своих интересах. С этой задачей евреи прекрасно справлялись, учитывая, что они принадлежали к этносу с высоким уровнем самоидентификации и сплоченности, позволявшей им на протяжении столетий не только выживать, но и умело проводить свою политику. На рубеже XX века они почувствовали, что настало их время, о котором они мечтали долгие годы.

Довольно точно оценив свои шансы на успех, международный кагал стал готовиться к предстоящим революционным схваткам. В качестве объектов для штурма были выбраны две одряхлевшие монархии – Пруссия и Россия (государства, где к этому времени назревали революционные ситуации). Но, учитывая сильные юдофобские настроения в германском обществе, евреи все же выбрали восточное направление. На территории Российской империи, в черте оседлости еврейского населения, они срочно стали создавать организации различного толка. Среди них наибольшим влиянием пользовался «Бунд» («Всеобщий еврейский рабочий союз»), объявивший себя социалистической партией.

За короткий срок немало сторонников приобрела «Поалей Цион» («Рабочие Сиона) – еврейская социал-демократическая рабочая партия, заявившая о поддержке пролетарского сионизма.

В 1898 году в Минске прошел учредительный съезд Российской социал-демократической рабочей партии. Примерно половина ее организаторов – лица еврейской национальности

Повсеместно в крупных городах начали появляться вооруженные отряды самообороны, состоявшие из молодых евреев. Оставалось только ждать, когда российский пролетариат пойдет на свержение монархии. В 1905 году Россию охватило широкое забастовочное движение. Рабочие для координации своих действий начали создавать Советы – выборные органы народной власти. Здесь евреи тоже заявили о своем представительстве. Например, они главенствовали в Петербургском Совете. Но на баррикады не шли. После разгрома Декабрьского вооруженного восстания в Москве первая буржуазно-демократическая революция в России завершилась, не принеся желаемого результата. 

Отряд самообороны еврейской молодежи
Отряд самообороны еврейской молодежи

Но евреев, привыкших терпеливо ждать, это не смутило. Они не проявили растерянности, а стали готовиться к новым событиям. Однако начавшаяся в 1914 году Первая мировая война принесла еврейскому народу новые тяжкие испытания.

После череды поражений и отступления русской армии в 1915 году верховное командование решило привычно возложить ответственность за неудачи на евреев

По всему тысячекилометровому фронту военные суды приступили к фабрикации шпионских дел против евреев. Затем правительство взялось полностью выдворить «вредный элемент» из прифронтовых областей. «Евреи изгонялись поголовно, без различия пола и возраста, – говорилось в секретных протоколах Совета министров. – Вся эта еврейская масса (вместе с беженцами насчитывавшая до 350 тысяч человек) до крайности озлоблена и приходит в районы нового водворения революционно настроенной». Теперь можно понять, почему свержение царизма в феврале 1917 года вызвало у евреев вздох облегчения. Это чувство перешло в подлинный восторг, когда Временное правительство 21 марта 1917 года отменило все вероисповедные и национальные ограничения.

К событиям февраля 1917-го в Петрограде, которые привели к крушению старого режима, евреи были практически непричастны. Однако после снятия всех запретов для них, наконец, открылась дорога к власти – доля евреев в составе российской политической элиты начала быстро расти. Все это объясняется тем, что евреи были наиболее урбанизированным и грамотным из этносов империи. Когда устранились препятствия для участия в политической жизни, представители еврейского народа сумели себя проявить в полной мере.

(Продолжение следует)   

Виктор УРАНОВ

Лента новостей
Загрузить ещё
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59