Меню

«Дзержинщина партизанская». Ч. 16. На новом этапе борьбы 

Выдержав серьезное боевое испытание в Бакиновском лесу, отряд имени Сталина под командованием Сергея Рыжака укрылся в Налибокской пуще. Возвращаться обратно на старую базу было опасно, поэтому, используя временную передышку, партизаны приступили к созданию лагеря на новом месте.

Пущанский край надежно укрыл народных мстителей от возможного неожиданного нападения карателей, поэтому строились они основательно, с расчетом на предстоящую зимовку. Помимо хорошо утепленных землянок были возведены лазарет, кухня, прачечная, баня и другие бытовые постройки. Во второй половине мая Дзержинский антифашистский комитет «Смерть фашизму» через своих связных переправил в отряд группу минских подпольщиков с ТЭЦ-2. Они пополнили отряд не только численно, но и доставили с собой немало оружия и боеприпасов, что было важно для партизан.

В качестве первой пробы сил решено было испытать на прочность ближайший полицейский гарнизон, находившийся в Налибоках

Разведка доложила, что немцы сумели завербовать там более 40 молодых ребят, которые поддались на обман их пропаганды. Чтобы не губить напрасно молодые жизни, командование отряда направило через местных жителей в гарнизон письмо с предложением добровольно сдаться и перейти на сторону партизан, но те ответили отказом. Тогда началась подготовка по захвату населенного пункта. Его решено было атаковать с трех сторон, при этом выставив конный патруль на всех дорогах, которые вели в Налибоки.

Расчет партизан был на внезапность удара, и он оправдал себя. Бой начался в обеденное время, когда гарнизон расслабился и потерял бдительность. Быстро преодолев оборону на окраине деревни, отряд Рыжака окружил полицейский участок и управу, где продолжала отстреливаться группа автоматчиков. Но и этот очаг сопротивления был быстро подавлен. Собрав трофейное оружие и уничтожив документы в управе, партизаны уже готовились покинуть деревню, как в этот момент прискакал конный патруль, который сообщил, что со стороны Рубежевичей движется колонна из шести немецких грузовиков.

Не теряя времени, народные мстители устроили им засаду по обе стороны дороги. Метким броском гранаты они остановили головную машину. Из кузовов, крытых брезентом, стали выпрыгивать гитлеровцы, но тут же попадали под перекрестный огонь из пулеметов и автоматов. Шансов на спасение у них не было, и в течение получаса десятки фашистов были уничтожены. Быстро собрав оружие и боекомплекты, партизаны плотно разместились в кузовах уцелевших грузовиков, и под одобрительные возгласы жителей проехали по главной улице деревни, а затем направились к своему лагерю.

Весть о том, что пущанские патриоты хорошенько потрепали гитлеровцев и полицейских, быстро разлетелась по округе.

Отряд стал пополняться местными добровольцами, которые уже приходили с трофейным оружием. Отряд имени Сталина набирал силу

Важным событием в жизни партизан стало создание в конце июня партийной организации. Теперь коммунисты и их боевой резерв – комсомольцы могли открыто выносить на обсуждение те вопросы, которые их волновали. Бурным и продолжительным оказалось первое собрание, на которое пригласили весь личный состав отряда. Его открыл секретарь партийной организации Дорофей Деменщонок, имевший до войны большой стаж руководящего партийного работника. На повестку собрания был вынесен вопрос «О задачах партийной и комсомольской организаций в условиях вражеского тыла».

Первым взял слово командир отряда Сергей Рыжак. В своем выступлении он обратил внимание на связь партизан с народом и предложил создать постоянно действующую группу агитаторов, призванных разоблачать лживую пропаганду оккупационных властей и способных донести до людей правдивую и достоверную информацию. Заслуживающим внимание стало и предложение о создании специальной диверсионной группы для проведения операций на шоссейных и железнодорожных путях. Командир разведгруппы Егор Рубанченко предложил увеличить число конных разведчиков.

Тогда же начальник штаба отряда Николай Ярославцев сообщил о том, что пришло время покончить с гарнизоном гитлеровцев, засевших на блокпосту в Комолово. С его помощью немцы охраняли участок железной дороги Негорелое-Колосово и доставляли немало беспокойства партизанам при их передвижении на задания.

Операцию назначили на 19 июня 1942 года. Разведка тщательно изучила систему охраны и огневую мощь блокпоста. Он отличался от обычного сооружения подобного типа тем, что это была не просто будка с семафором, из которой обеспечивалась связь и безопасность движения поездов. На этом месте оккупанты соорудили кирпичное приземистое здание, напоминавшее дот, с гаражом и бензоскладом. Перед воротами в окопе находился танк, а четыре пулемета, ощетинившиеся дулами из амбразур, простреливали все стороны блокпоста по периметру. Подходы к дорогам защищались двумя противотанковыми орудиями. Само здание было обнесено двухметровым забором с колючей проволокой. Постоянный гарнизон блокпоста насчитывал около 80 немецких солдат. Полицейским этот объект фашисты не доверяли.

Между собой партизаны прозвали это мощное сооружение «огненная пасть»

Для разгрома гарнизона в Комолово умельцы отряда добыли из неразорвавшихся боеприпасов достаточное количество взрывчатки, отремонтировали и ввели в строй две пушки-сорокапятки, подготовили два миномета, 3 станковых и 5 ручных пулеметов, много гранат и бутылок с бензином.

План операции разрабатывался с учетом поступавших разведданных за неделю. В назначенный день в полночь партизаны заняли исходные позиции. Наконец красная ракета осветила небо. Это был сигнал для наступления. Первыми вступили в бой расчеты пушек и минометов. Применение артиллерии стало полной неожиданностью для гитлеровцев. Их кратковременное замешательство позволило группе партизан в стремительном броске достичь забора. На территорию полетели гранаты и бутылки с горючей смесью, от которых вспыхнули цистерны с бензином. В это время была взорвана часть забора, и в проем бросились основные силы партизан. Они быстро подавили пулеметные точки врага, забросав их гранатами. Оставшиеся силы противника засели в наиболее укрепленном здании блокпоста. Его удалось заминировать в нескольких местах. Раздался мощный взрыв и рухнувшие стены накрыли остатки гарнизона. Сопротивление врага было сломлено. Такая же участь постигла и танк, который пытался помочь защитникам блокпоста. Две гранаты, брошенные под гусеницы, превратили его в груду металла. 

Казалось, что операция прошла по плану, и партизаны стали готовиться к отходу в лес, но тут вмешалось непредвиденное обстоятельство. У блокпоста остановился шедший на восток военный эшелон. Быстро выгрузившись, солдаты противника начали окружать партизан

Сергей Рыжак отдал приказ отступать, а сам, вместе со своим адъютантом Василием Артемьевым и начальником штаба Николаем Ярославцевым, пулеметным огнем попытались остановить наступавших гитлеровцев. Бой длился недолго, но эти драгоценные минуты позволили основным силам партизан скрыться в лесу. Только под утро разведчики смогли вернуться к месту боя. Там на опушке они и нашли тела Рыжака, Артемьева и Ярославцева. Они лежали возле пулеметов, все изрешеченные пулями врага. Героев, спасших отряд, предали земле недалеко от того места, где они погибли. После войны их останки были перенесены на мемориальное кладбище в Дзержинске, где они покоятся до настоящего времени.

Трагическая гибель первых лиц в отряде оказалась ненапрасной. В результате боя, длившегося полтора часа, были уничтожены блокпост, малый танк, 15 бочек горючего, 2 радиостанции, 3 станковых пулемета, грузовая машина, противотанковое орудие и большое количество боеприпасов. Гарнизон врага также понес большие потери убитыми и ранеными.

На следующий день в отряде был выпущен «Боевой листок». Это был как бы рапорт партизан погибшим соратникам по оружию. Он закачивался словами:

«Смерть нашего командира, начальника штаба и адъютанта командира болью отозвалась в наших сердцах. И мы клянемся жестоко мстить за смерть наших товарищей – Сергея Александровича Рыжака, Николая Ивановича Ярославцева и Васи Артемьева. Смерть немецким оккупантам!»

Виктор УРАНОВ

ООО "МВИнновации"
Лента новостей
Загрузить ещё
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59