Койдановские евреи. Ч. 12. Время любви и… неопределенности
Альбрехт Гаштольд, магнат в третьем поколении, никогда не скрывал своих порочных наклонностей. Его необузданный характер и крутой нрав нередко ощущали на себе и основатели еврейской общины, поселившиеся в Койданово. Но в таких случаях они обычно говорили: «Если проблему можно решить за деньги – это не проблема, это расходы». Поэтому, зная алчность своего хозяина, еврейские переселенцы быстро нашли путь к его сердцу. Однако последующие события в корне изменили ситуацию и заставили общинников поволноваться.
В 1539 году ушел из жизни один из наиболее влиятельных государственных деятелей и богатейший магнат Великого княжества Литовского Альбрехт Гаштольд. По мужской линии его наследником был признан единственный сын Станислав. Еще при жизни отца он венчался с Барбарой Радзивилл, дочерью не менее знатного и известного политика, гетмана великого литовского Юрия Радзивилла, за военные подвиги прозванного Геркулесом. Это был брак по расчету, поэтому для 15-летней Барбары он не только не стал счастливым, но и, как оказалось, недолговечным. В 1542 году скончался и 35-летний Станислав, который к тому времени был трокским воеводой. А так как детей у него с Барбарой не было, по существовавшему закону все земли, принадлежавшие роду Гаштольдов, были объявлены выморочными и подлежали передаче во владение великого князя литовского.
Примерно в то же время Бона Сфорца срочно отправляет своего сына и единственного наследника польского престола Сигизмунда II Августа в Великое княжество Литовское. Как оказалось, на то были веские причины.
Уже в 9-летнем возрасте этот единственный продолжатель рода Ягеллонов стал обладателем титула великого князя литовского. Мальчик находился под постоянной опекой матери, рос избалованным, изнеженным, но с душой романтика и мечтателя
Когда ему исполнилось 23 года, опять же не без стараний Боны Сфорцы Сигизмунд Август обвенчался с 17-летней эрцгерцогиней австрийской Элизабет, дочерью Венгерского и Чешского Короля Фердинанда. Но скоро выяснилось, что молодая супруга страдает психическим заболеванием. Чтобы не портить отношение с венценосными родителями своей невестки и, одновременно, избавить сына от контактов с неуравновешенной женой, Бона Сфорца решает оставить Элизабет при королевском дворе, а Сигизмунда отправить в ВКЛ – якобы для инспекции своих владений.
По случайному совпадению, в это время как раз и возникла проблема с упорядочением бывших земельных владений Гаштольдов. К ним уже подбирались Радзивиллы, Острожские, Сапеги и другие магнаты. Однако прибывший в свою вотчину великий князь литовский однозначно заявил, что на всех выморочных землях он создает Трабское, Радошковичское, Воложинское и Любчанское староства, а налоги с них пойдут на пополнение государственной казны. Чтобы уладить формальности, наследнику престола предстояло навестить Геранены, где в замке Гаштольдов скучала Барбара Радзивилл.
Сигизмунд Август, по свидетельству его современников, был среднего роста, брюнет и по внешности больше напоминал мать. От нее же он получил в наследство тонкий художественный вкус и интерес к искусству. Все это подчеркивало благородство его манер, а прекрасное владение оружием, отточенное в рыцарских турнирах и охотничьих забавах, придавало ему подвижность, мужественность и решительность, свойственные отцу. Когда Сигизмунд Август с небольшой свитой прибыл в Геранены, вместо безутешной вдовы (как ему представлялась хозяйка дворца) он встретил веселую привлекательную особу.
Уже с первых минут встречи высокий гость был полностью очарован совершенными пропорциями ее фигуры, утонченными чертами лица, грациозностью движений, нежным томным взором и умением поддерживать светскую беседу
Поэтому несколько часов, которые собирался провести в замке Сигизмунд Август, превратились в дни, а потом и недели. Молодой человек, совершенно забыв о цели своего визита, буквально не отходил от Барбары. Вскоре они поняли, что их встреча дарована им судьбой.
Осенью 1544 года напомнила о себе Элизабет, изъявив желание переехать поближе к мужу. Она поселилась в королевской резиденции в Вильно, но ее муж по-прежнему редко бывал дома, продолжая поездки по своим владениям, которые он использовал для встреч с возлюбленной. Оставленная одна, Элизабет быстро угасла и через год ушла из жизни.
Теперь уже Барбара переехала в Вильно, и встречи влюбленных стали еще чаще. По городу поползли различные сплетни, которые дошли как до Боны Сфорцы, так и братьев Барбары. Когда Радзивиллы узнали, что королева-мать ищет для сына новую невесту, они решили упредить события.
Во время очередной встречи влюбленных в их покои с оружием ворвались родной брат Барбары Николай Радзивилл Рыжий со своим кузеном Николаем Радзивиллом Черным. Они заявили, что подобные ухаживания портят репутацию их сестры и прозрачно намекали на брак молодых людей
Сигизмунд Август был не из робкого десятка, но в данной ситуации совершенно не возражал против их предложения. Тут же нашелся ксендз, который в присутствии свидетелей, которыми стали родная сестра Барбары Анна и родственник Радзивиллов Станислав Кежгайло, совершил обряд венчания.
Однако свой брак молодоженам не удалось долго хранить в тайне. В 1548 году неожиданно скончался Сигизмунд I Старый. Когда встал вопрос об избрании нового короля, выяснилось, что у престолонаследника есть жена. Бона Сфорца и польские магнаты были категорически против того, чтобы королевой стала литвинка, поэтому потребовали от Сигизмунда II Августа развода с Барбарой. Когда уговоры не подействовали, разъяренная Бона Сфорца со свитой уехала в Италию, но оставила в Кракове своего личного аптекаря Монти, который считался специалистом по ядам. Он то и завершил коварный замысел своей хозяйки.
В декабре 1550 году Барбара Радзивилл стала королевой польской державы, но уже во время коронации почувствовала себя плохо. Угасала она полгода, медленно и в страшных муках. Муж похоронил любимую женщину ее со всеми королевскими почестями. Его скорбь была долгой и безутешной
Находясь в меланхолии, Сигизмунд II Август забросил государственные дела. Его не интересовало, что происходит в стране. В 1553 году, по настоянию магнатов, король вступил в третий брак с Екатериной Австрийской. Но вскоре он решает с ней развестись и отправляет супругу в Вену. После этого король до конца жизни оставался холостым.
Но он не оставил без внимания Койданово. В 1550 году король, в память о Барбаре, передает многочисленные земли Гаштольдов, в том числе и Койдановщину, родному брату своей бывшей жены Николаю Радзивиллу Рыжему
Таким образом, жители Койданово обрели себе нового хозяина, и время неопределенностей для них благополучно закончилось.
Легенда о Черной Даме
Боясь помешательства короля Сигизмунда II Августа после смерти любимой супруги, придворные решили прибегнуть к магии. Они уговорили известного алхимика и чернокнижника пана Твардовского провести во дворце Радзивиллов в Несвиже спиритический сеанс с целью вызвать душу Барбары. Все надеялись, что видение поможет облегчить душевные муки короля.
Его предупредили, чтобы во время сеанса он сидел неподвижно и не делал никаких движений. Но когда Сигизмунд увидел образ любимой женщины, он не удержался и, забыв об обещании, бросился к Барбаре со словами «Басенька моя!». В этот момент раздался взрыв, и король лишился чувств.
Когда он пришел в себя, ему сказали, что Барбара не смогла вернуться в тот мир, откуда пришла, и теперь обречена на вечное земное скитание. Говорят, что по ночам в несвижском замке можно и сегодня встретить Черную Даму, внешне напоминающую Барбару, которая считается покровительницей влюбленных.
(Продолжение следует.)