Анатолий Каркашин, педагог гимназии г. Дзержинска – о пути в профессию и новых подходах
Быть хорошим учителем – значит владеть методикой преподавания предмета, стремиться к постоянному развитию и уметь находить с учениками общий язык, даже если он… иностранный! Всеми этими качествами сполна обладает учитель английского языка гимназии г. Дзержинска Анатолий Каркашин.
Попал в десятку
Многие мечтали о профессии педагога с самого детства. Но не Анатолий Федорович. Учился он в СШ №2 г. Дзержинска и в средних классах больше проявлял интерес к точным наукам. Показать, насколько увлекательным может быть изучение иностранных языков, удалось учителю английского языка Татьяне Алексеевой. Во многом благодаря ей молодой человек решил поступать в Минский государственный педагогический институт иностранных языков (сейчас МГЛУ). Думал связать свою жизнь с переводческой деятельностью, ведь в дипломе у выпускника были указаны две специальности: переводчик и преподаватель английского языка. Однако обстоятельства сложились иначе.
После института два года Анатолий Каркашин отслужил в армии. Вернувшись в родной город, стал преподавать английский язык.
«Уже будучи учителем, услышал от друзей детства, что я попал в десятку. Оказывается, они всегда видели меня в роли педагога. И это действительно моя профессия».
Начало пути
Первым местом работы молодого учителя стала СШ №3 (ныне – гимназия г. Дзержинска). В то время учреждением образования руководил Николай Мирон.
Анатолий Федорович с теплотой вспоминает, как начинался его путь в профессию. Коллектив встретил хорошо. Опытные коллеги поддерживали, давали советы. Комфортно было даже во внеурочное время, когда все вместе участвовали в мероприятиях.
– Помню, как все в школе меня поздравляли, когда я женился. Это очень ценно, когда можешь разделить с коллективом радостные моменты своей жизни, – говорит педагог.
В 1991 году СШ №3 была преобразована в Дзержинскую белорусскую гимназию с углубленным изучением иностранных языков.
Преподавать свой предмет Анатолию Федоровичу пришлось уже по-другому. Появились новые учебники, которых первое время на всех учащихся не хватало. Возникла необходимость использовать более современные приемы в методике преподавания. И все же работать с мотивированными ребятами было интересно!
Не только педагог, но и автор учебника!
В 1995 году Министрество образования Беларуси приступило к изданию серии учебников белорусских авторов. Под эгидой Британского совета (организация Великобритании, занимающаяся распростанением английского языка и британской культуры во всем мире) было решено написать учебные пособия для учащихся младших и средних классов. Так собралась группа учителей-практиков, среди которых оказался и Анатолий Каркашин.
Началась кропотливая работа над созданием пособий. Спустя какое-то время появился учебно-методический комплекс по английскому языку Magic Box для первого и второго класса. Одним из авторов был, разумеется, Анатолий Федорович.
По словам педагога, участвовать в создании учебника очень непросто. Ведь чтобы сделать что-то стоящее, нужно посвятить этому много времени. Но у команды учителей-практиков это получилось: пособия по сей день используются для изучения иностранного языка. Ведь в «волшебной шкатулке», как переводится Magic Box с английского, можно найти много увлекательных заданий для усвоения и закрепления материала.
«Заинтересовать учащихся предметом возможно»
Надо сказать, в профессиональной жизни Анатолия Федоровича была не только гимназия. Преподавал он и в СШ №2, СШ №4 г. Дзержинска. Имеет опыт классного руководства. Позже решил вернуться в гимназию, которая успела стать родной.
Ученики Анатолия Каркашина с удовольствием посещают уроки английского. Педагог старается, чтобы в учебном процессе был задействован каждый.
– Если на занятиях по другим предметам присутствует целый класс, то на уроках иностранного языка учащиеся делятся на группы. Во-первых, так удобнее: уделить внимание десяти-двенадцати намного проще, чем когда ребят вдвое больше. Кроме того, нужно, чтобы каждый ученик на уроке успел высказаться
«Заинтересовать учащихся своим предметом непросто, но возможно. В том числе благодаря личному примеру. Очень важно, какими чертами характера обладает педагог, в каком формате проходят уроки, какие приемы используются».
У учителя-лингвиста действительно много задач. Необходимо всех учащихся научить говорить, читать, понимать на слух, разбираться в лексике и грамматике иностранного языка.
«Без одаренности ученика не обойтись»
Анатолий Каркашин довольно успешно занимается олимпиадной деятельностью. Многие его ученики могут похвастаться дипломами, которые они получили как участники олимпиад и конкурсов исследовательских работ.
– Большую роль здесь играет одаренность ученика, – считает Анатолий Федорович. – Важна и мотивация ребенка. Учитель в свою очередь должен четко понимать, в каком направлении вести подготовку. А еще необходима поддержка родителей.
«Красная ручка уходит в прошлое»
Ко всем своим детям талантливый педагог относится одинаково. Никого не выделяет. Зато старается похвалить каждого ученика за большие и маленькие успехи.
– Научить можно любого, – уверен собеседник, – Не все ребята могут быть призерами республиканской олимпиады, но каждый может заговорить по-английски. Главное – желание.
Анатолий Федорович старается идти в ногу со временем и использовать на своих уроках новые технологии.
Например, учащимся очень интересно проходить интерактивные грамматические тесты на компьютере. И программа тут же показывает результат. Как утверждает педагог, учительская красная ручка постепенно уходит в прошлое.
По примеру своего наставника…
Ежегодно выпускники Анатолия Каркашина успешно сдают ЦТ и ЦЭ. Есть даже те, кто пошел по его стопам. Так, учителем английского стала Ольга Боровцова. Теперь они с Анатолием Федоровичем коллеги.
Этим летом в Минский государственный лингвистический университет поступил Никита Федчук – постоянный дипломант районных олимпиад. Анатолий Каркашин сумел открыть Никите дверь в мир британской культуры, как когда-то ему самому помогла это сделать талантливый педагог Татьяна Алексеева.
Никита Федчук: «С Анатолием Федоровичем мы прошли через многое. Это человек, который разглядел во мне некую предрасположенность к изучению английского языка и указал путь для дальнейшего развития и оттачивания навыков. Его вклад в формирование моей лингвистической базы тяжело переоценить. Анатолий Федорович прилагал все усилия для того, чтобы я совершенствовался в предмете. И за это я ему безмерно благодарен!»