Меню

Заправский мастер! Как скульптор из Фаниполя Владимир Каноник оживляет металл

От груды железного хлама до произведения искусства, оказывается, всего один шаг. Владимир Каноник – известный белорусский художник по металлу, к тому же наш земляк. Он точно знает, как превратить исходный материал в арт-объект, поражающий воображение обывателей. С работами фанипольского мастера, наверняка, знаком каждый, кто хоть раз заезжал на фирменные заправки Белоруснефти. Именно там чаще всего железные скульптуры в стиле стим-панк встречают изумленных проезжих.

Становление художника

Сегодня Владимир Каноник живет и творит в Фаниполе, но малая родина талантливого художника – деревня Станьково. Там жили его родители, а сам будущий мастер ходил в среднюю школу имени пионера-героя Марата Казея.

— Свое детство часто проводил в деревне у бабушки с дедушкой. Напротив нашего дома стояла полуразрушенная школа – деревенская хата с побеленными стенами. Как раз эти стены и послужили холстом для работы: как и все дети, я очень любил рисовать. Такое вот было начало творческих порывов, — вспоминает Владимир Петрович.

После школы поступал в политехнический институт на архитектурный. Специальность сдал на пятерки, а вот с остальными вступительными испытаниями повезло куда меньше. Отслужив в армии, какое-то время работал художником в Дзержинском городском Доме культуры. Тогда судьба свела Владимира Каноника с Василием Миничем, под началом которого он трудился и который впоследствии проложил ему творческий путь:

— Видимо, рассмотрев художественные задатки, старший коллега убедил меня пойти учиться по профессии. И я, будучи уже семейным человеком, поступил в Минское художественное училище имени А. К. Глебова на специальность «художественное оформление».


Два год назад на телеканале «Беларусь 24» в рубрике «Белорусы» вышел сюжет о творчестве мастера Владимира Каноника


На пять с плюсом!

Память творца по сей день хранит воспоминания о первом серьезном проекте – создании экспозиции народно-краеведческого музея в рамках дипломной работы. За нее учащихся художественного училища даже удостоили премии Ленинского комсомола, которая присуждалась молодым авторам, членам ВЛКСМ за выдающиеся достижения в области науки, техники, производства, культуры.

— Как самому старшему в группе мне предложили набрать себе в команду шесть студентов, — вспоминает Владимир Каноник. — И вот, под эгидой центрального комитета ВЛКСМ и Солигорского районного комитета комсомола мы приступили к работе. Как сейчас помню, 1986 год, деревня Чепелин. На худсовете директор училища поручил сделать шесть залов — большой объем. А мы оформили 12!

В те далекие советские годы выбор материалов был ограничен. В работе пришлось использовать ДСП, бумагу, самый обычный клей ПВА. Единственное, с чем повезло – краска, которую студенты закупили в художественном салоне при Союзе художников: чего-чего, а этого было в достатке.

— Высший пилотаж для начинающих художников – создание диорамы (лентообразная, изогнутая полукругом живописная картина с передним предметным планом. – Ред.). Но мы блестяще справились с этой задачей, добившись максимального естества восприятия. Позже приехала комиссия и приняла работу.

 

Мастер в процессе создания нового шедевра в своей творческой артели

Курс художественный… и политический

После окончания училища Владимир Каноник поступал в художественный институт, но на желаемый факультет не хватило всего полбалла. Вместо графики абитуриенту предложили изучать промышленность. А душа к этому не лежала.

— В итоге поехал во Львов, где поступил во Львовскую академию печати по специальности «книжная графика». Годы учебы выдались очень насыщенными и интересными: первый курс – при Советском Союзе, а после началась перестройка. Подписали Беловежские соглашения, Украина и Беларусь перешли каждый на свою валюту. Полностью поменялся политический курс. Постепенно уходили от советского уклада жизни.

Получив высшее образование, художник вернулся в родную Беларусь. Организовал в Фаниполе первую мастерскую, у истоков которой стояла также Людмила Туля, бывший директор фанипольского ДК «Юность».

Как закалялась сталь

Непосредственно с металлом Владимир Каноник начал работать лет 15 назад, когда получил заказ на кованое изделие.

— Тогда и освоил железо, вошел во вкус. Решил остаться на этой стезе, — рассказывает мастер. — Со временем стал замечать, как на глазах хорошеют и преображаются наши белорусские АЗС. Появились идеи, как добавить им шарма. Обратился к дирекции предприятия «Белоруснефть-Минскавтозаправка» с предложением сделать какой-нибудь интересный объект. Уговаривал долго, но в результате согласились. И на свет появился мой самый первый арт-объект – небольшой ретро-автомобиль на заправке на ул. Шаранговича в Минске.

На презентацию экспериментальной работы скульптор пригласил духовой оркестр во главе с известным дирижером Эрнестом Калиновским. В театре взял костюмы в стиле ретро – воссоздать дух времени. И довольно быстро эпицентр внимания посетителей автозаправки сместился в сторону металлической скульптуры.

Но и после фееричного открытия заказы не начали падать с неба, признается мастер. Все также приходилось вести переговоры с руководством АЗС, презентовать свои идеи. Но голос скульптора стал приобретать свое звучание.


Работы Владимира Петровича привлекают туристов из разных уголков страны и даже мировых знаменитостей. С его скульптурами уже успели сфотографироваться даже звезды Голливуда Стивен Сигал и Дольф Лундгрен


Каркас будущей скульптуры в мастерской Владимира Каноника

Чтобы «приручить» металл,

нужны руки и голова

Сегодня у Владимира Каноника более 40 уникальных объектов. Его скульптуры, созданные по мотивам белорусских сказок, легенд, преданий представлены по всей стране: в Минске, Бресте, Несвиже, Слуцке, Заславле, Фаниполе, Кобрине, Боровлянах… В последнее время мастер плодотворно сотрудничает с Академией наук Беларуси, БелАЗом.

— К созданию каждого изделия стараюсь подойти творчески, креативно, — отмечает художник. — В том числе за счет применения в скульптурах автозапчастей, то есть так называемого стиля стим-панк. В ход обычно идут болты, гайки, детали от автомобилей.

А еще у каждой инсталляции есть своя история, которую автор продумывает на стадии разработки идеи и подготовки эскиза. Поэтому практически все скульптуры так или иначе привязаны к местности.

— Несколько лет назад открывалась автозаправка сети Белоруснефть на улице Свислочской. Меня попросили сделать там инсталляцию. За основу сюжета взял легенду «Свислочь и Менеск», переделав ее на современный манер. Получилось довольно-таки интересно. А вообще, «приручить» металл несложно: нужны руки и голова. И тогда груда железа превращается в живую, эмоциональную и динамичную скульптуру.


Фанипольский художник мечтает поработать над скульптурой для города Гродно и обыграть геральдику населенного пункта – оленя с крестом между рогами, скачущего через плетень.


Церковная деятельность

Так уж получилось, что творческий путь Владимира Каноника привел его не только к делу всей жизни, но и к храму. Он активно работает с православной епархией, являясь начальником производства архитектурной мастерской «Прохрам».

— Православный храм – это не просто здание для богослужений и собрания верующих. Это подлинное богословие в камне, выраженное в символизме архитектуры и иконографии. В этом направлении больше работаю как исполнитель: церковное искусство требует более глубоких духовных знаний. Поэтому прислушиваюсь к настоятелям храмов, — признается мастер.

Владимир Каноник участвовал в возведении храма в честь иконы Божией Матери «Млекопитательница» в Раубичах, где впервые в Беларуси применили технологию строительства купола из свинца. Кстати, этот материал обладает уникальным свойством хамелеона и может менять оттенок в зависимости от погодных условий.

— Сейчас работаем над декором собора Александра Невского при Бобруйском женском монастыре жен-мироносиц. Работа очень сложная. Там предусмотрены арочные потолки, и потому весь декор должен быть не прямой, а в форме арки: для этого подобрал специальный пластичный материал. Надеюсь, в скором времени собор предстанет в своем первозданном виде, — делится художник.


Владимир Каноник получил награду из рук митрополита Вениамина – медаль Кирилла Туровского за работу в храме Воздвижения Креста Господня на ул. Тимирязева в Минске


Одной из самых запоминающихся рабочих поездок, а их в арсенале Владимира Петровича за годы работы накопилось немало, стал визит в «православную Мекку» — на остров Валаам. Вместе с другими паломниками он жил и трудился на Смоленском скиту в храме во имя Смоленской иконы Божией Матери.

— Мы строили беседку, особенность которой заключалась в том, что она была шатрового типа, крепилась на восьми столбах и накрывалась шатровой кровлей. Сделать такую кровлю целиком из дерева невозможно, поэтому в основании был металл, а уже сверху деревянный настил, — рассказывает мастер. — Как-то настоятель одного из храмов сказал: «Нам тебя Бог послал». Я не согласился: это мне было дано божье благословение на благоукрашение православных святынь.

Искусство в стиле travel

Конечно, детально познакомиться с творчеством художника на словах невозможно. Поэтому давайте отправимся в обзорную мини-экскурсию.

Волшебная мелодия Заславля

Заславль – небольшой старинный городок с многовековой историей и множеством достопримечательностей. И одна из них застыла, конечно же, возле заправки Белоруснефти. Лесная нимфа, привстав на цыпочки и слегка откинув голову назад, играет на флейте. Чудесные звуки так и манят к себе пернатых обитателей зеленых массивов. А за спиной нимфы распускаются хрупкие бутоны цветов. Что сказать, ювелирная работа!

Кстати, профессиональные музыканты уже успели сделать мастеру замечание: мол, флейту нужно держать по-другому. На что Владимир Каноник отшучивается: а нимфа-то у меня левша!

Фанипольский роботоавтопром

Пожалуй, самая известная, по крайней мере, для дзержинцев, работа Владимира Каноника находится в Фаниполе рядом с головным офисом «Белоруснефть-Минскоблнефтепродукт». Огромного робота-трансформера по мотивам одноименного голливудского фильма скульптор собрал… из красных жигулей! Да не просто так, а в подарок сотрудницам фанипольского предприятия на 8 Марта!

— Нижнюю и верхнюю части делали по отдельности, после с использованием спецтехники устанавливали и сваривали, — объясняет Владимир Петрович. – Теперь обязательная часть визита на предприятие – фото на память рядом с роботом-гигантом.


В среднем на одну работу у мастера уходит один-два месяца


Боровлянский лесовичок

Еще один лесной герой расположился на заправке в Боровлянах. Накидка из листьев, где на металлическом покрытии прорисована каждая жилка, многочисленные шестеренки, шляпа волшебника и киберпосох – в таком убранстве предстает сказочный персонаж. На поясе висит канистра, а в руках дедушка держит ведерко, сразу понятно: пришел пополнить запасы топлива.

Эх, прокачу!

Посмотрев на этот чудо-автомобиль в Острошицком Городке, другие мысли в голову и не закрадываются. За штурвалом железный гонщик, и автомобиль под его управлением, кажется, взмывает в небо.


Ежегодно Владимир Каноник объезжает все свои арт-объекты, ведь металл подвержен коррозии, и за ним приходится регулярно ухаживать


Железный союз

А вот металл сгибается под силой настоящих чувств пылких влюбленных. Над головами юноши и девушки распускается цветок папоротника. Такая парочка встречает автомобилистов на подъезде к Минску со стороны Логойска.


В конце августа в Столбцах, где пройдут областные дожинки, появится новая работа Владимира Каноника: капитан со штурвалом на современный лад


Совушка — мудрая головушка

Перед физико-техническим институтом АкадемТехноГрада в Минске расположился символ знаний и мудрости – сова. Теперь под ее покровительством решаются комплексные технологические и производственные задачи.

Гусарская баллада

Совсем недавно в Ботаническом саду поселился новый житель – гусар, созданный по заказу Национальной академии наук. Игриво подкручивая ус, останавливает он одной ногой вражеское ядро, прижимая к груди кованую розу – подарок своей даме сердца.

Хищники на заправке

Летит, широко расправив металлические крылья, мудрый ворон. Приземляется на канистру с бензином: птицам тоже нужно заправляться!

***

Объекты придорожного сервиса, дополненные скульптурами Владимира Каноника, бесспорно, стали изюминкой белорусского ландшафта. По ним уже впору составлять полноценный туристический маршрут. Но творческая мастерская творца изобилует новыми проектами, которых с нетерпением ждут ценители искусства с металлическим блеском!

Больше работ мастера — в его инстаграм-аккаунте. Подписывайтесь и следите за творческими новинками!

Лента новостей
Загрузить ещё
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59