Меню
Государственное предприятие "Водоканал Дзержинского района"

Дрессировщица и артистка цирка — о закулисье и секретах воспитания кошачьих

Познакомиться с цирком и остаться в нем навсегда. Так романтично началась когда-то карьера белорусской дрессировщицы Ольги Безмен. Миниатюрная блондинка демонстрирует настоящие чудеса дрессуры: не кнутом и запугиванием, а абсолютной любовью к своим питомцам. Накануне Международного дня цирка поговорили с Ольгой о особенностях работы, закулисье и различиях циркового искусства в Европе и на постсоветском пространстве (инстаграм артистки).  

«Между гастролями — в деревне»

К нашей большой гордости, корни артистки — из Дзержинского района. В деревне Черниковщина жили ее бабушки и дедушки. В детстве все каникулы Ольга проводила у них.

— Я была очень привязана к бабушке и дедушке, поэтому для меня это было счастливое время. Всегда вспоминаю его с теплотой, — ностальгирует собеседница. — В Черниковщине сегодня живет моя мама. Я же большую часть жизни провела в Фаниполе. Но во время пандемии, когда гастроли приостановились, мы с мужем решили перебраться в деревню, поближе к природе, на свежий воздух. Построили на родительском участке собственный модульный дом. Сейчас бываем там нечасто — в основном между гастролями.

К слову, супруг Ольги также известный в творческих кругах человек — артист цирка Алексей Суслов. В свободное от работы время пара проводит время на приусадебном участке.

— Мы любим создавать что-то своими руками. Не только реквизит для выступлений, но и вещи для дома. К примеру, я люблю давать вторую жизнь мебели. Перекрашиваю, декорирую. Муж во всем мне помогает.

Но такая домашняя идиллия — редкость в буднях артистов. Более привычная для них атмосфера — манеж, сотни рукоплескающих зрителей и… коты. Ольга Безмен — руководитель номера «Дрессированные кошки», с которым гастролирует по всему миру. Сегодня у нее шесть «бриллиантов», как их называет хозяйка: Захар, Веста, Ярослава, Тимофей, Марго и Мася.

Половина кошачьей команды — это обычные не пjродистые коты. Обязательно — черного цвета. Их Ольга ассоциирует с пантерами. Роли львов и тигров в номере берут на себя мейн-куны — представители кошачьих, которые могут достигать метра в длину и примерно 30 см в высоту.

При этом сама дрессировщица — почти Дюймовочка. Ее рост — всего 138 см. По словам Ольги, к своим физиологическим особенностям она сама относится спокойно, иногда — с юмором. На работе ей на помощь, если это нужно, всегда готовы прийти коллеги.

Эта необычная команда покоряет сердца зрителей по всему миру. Коты прыгают через огненное кольцо, взлетают под купол цирка, держат равновесие на катящемся дискошаре.

«Без раздумий уехала с цирком»

Казалось бы, артистами рождаются. И к большому будущему звезды манежа готовятся с малых лет. Но иногда это совсем необязательно. К примеру, наша героиня не сразу нашла себя. После школы хотела поступить в медицинский. Но там у нее даже документы не приняли. «А как вы будете больных таскать?» — услышала в свой адрес девушка. Это был намек на ее миниатюрный рост и хрупкое телосложение.

— Дедушка посоветовал не терять год, а поступать в другой университет. Аттестат у меня был хороший. Поехала в архитектурно-строительный. Там не отказали, но тоже посчитали, что работа будет тяжелой для меня.

В итоге творческая натура Ольги привела ее в институт культуры. Правда, специальность оказалось не сценической. Будущая звезда цирка изучала библиотечное дело.

—  Читать книги я любила, но сама специальность была не по моему характеру. Поэтому проучившись там 4 курса, я без особых раздумий уехала с цирком. С артистами меня свели общие знакомые. Спустя год после знакомства я отправилась с ними на свои первые гастроли. И в следующий раз появилась дома двумя годами позже… Помню, как мама боялась открыть карту и посмотреть, куда я еду.

А уехала Ольга в Россию, на Дальний Восток. С родными общалась телеграммами. 20 лет проработала в Росгосцирке и объездила весь мир. Девушка пробовала себя в разных жанрах циркового искусства. Начинала с воздушной гимнастики. Пробовала жонгляж и даже ассистировала иллюзионисту.

Общий стаж Ольги Безмен в цирке — 27 лет. Из них 20 она занимается дрессировкой кошек.

С гимнастикой пришлось повременить из-за полученной травмы. Как раз в этот момент коллегам Ольги — дрессировщиков — предложили хороший контракт, но на программу без участия животных. И встал вопрос, как быть с питомцами.

— Дело в том, что с этими котами я была хорошо знакома. Когда коллеги уезжали, оставляли их мне присматривать. Когда кошки рожали, я постоянно была рядом с ними. Поэтому сразу согласилась их забрать. Потом привела еще несколько новых котят и начала осваивать дрессировку. Позже ввела в работу мейн-кунов: это совсем другие по характеру и повадкам кошачьи. Знаете, мои родственники нисколько не удивились, узнав об этом. К котам я всегда питала особую слабость.

«Трюки подсказывают сами коты»

При слове «цирк» многие представляют себе экзотических животных — слонов, тигров, верблюдов. На крайний случай — обезьян или собак. Но, как ни странно, именно коты считаются среди профессионалов самыми сложными в дрессировке животными. Долгое время вообще существовало мнение, что эти четвероногие — свободолюбивые и своенравные существа — и вовсе не поддаются дрессуре.

— Цирковых номеров с участием котов во всем мире можно пересчитать по пальцам. Ко мне часто на репетиции заходят опытные коллеги, народные артисты, которые работают с хищниками. Принципы дрессировки всех кошачьих одинаковы, поэтому я постоянно удивляюсь, что такого полезного они могут позаимствовать у меня, — рассказывает Ольга. — Оказывается, все восхищаются тем, как много мы позволяем нашим котам и каким «железобетонным терпением» обладаем.

На самом деле, секрет прост. Если животное чувствует твою любовь и желание контактировать с ним, то даже через свое кошачье «не хочу» сделает то, что от него просишь

Согласитесь, образ дрессировщика в нашей голове — это человек с хлыстом, укрощающий животное. Но наша героиня уверена: сегодня от таких методов «воспитания» специалисты уходят. И все больше обращаются к зоопсихолгии.

— Это поиск индивидуального подхода к каждому животному. Так стараемся работать и мы. Все мои коты талантливые. Просто у одного что-то получается быстрее, а другому нужно больше времени. Нам надо уметь прислушиваться к животным. И тогда они сами подскажут тебе, какой трюк будут выполнять в программе. Один может быть более динамичны, подвижный, любит бегать-прыгать. Другой — более гуттаперчевый, гибкий. Просто нужно быть внимательным и терпимым по отношению к ним.

Таким образом в одном из своих питомцев — мейн-куне Захаре — дрессировщица рассмотрела любовь к высоте, которой коты обычно боятся. Но Захар так полюбил полеты под куполом, что готов просидеть там почти всю репетицию. И даже злится, если его раньше времени опускают на землю.

Я своим творчеством несу бережное и ответственное отношение к животным в общество

Ко всему прочему, Ольга уверена, что любая агрессия со стороны животных — это результат неправильных действий дрессировщика.

— Если хищник бросается на тебя, в этом виноват ты. Таким образом животное дает понять, что какое-то ты действие сделал неправильно, нарушил его границы, — объясняет артистка.

«За легкостью исполнения стоит огромный труд»

Несмотря на талант Ольги к дрессировке, в ее большой и насыщенной творческой биографии случались неудачные выступления. В цирке, как и в любом другом живом искусстве, от них не застрахован никто.

— Однажды мы работали в Баку. Вдруг во время номера оркестранты начали отключать инструменты и сработал фон микрофона. Это очень неприятный громкий режущий звук. Я поворачиваюсь, а у меня на сцене — ни одной кошки! Разбежались в разные стороны. Вернуть удалось только двоих. Я честно объявила зрителям, что будем продолжать шоу с теми, кто вернулся. Зрители похихикали, и мы продолжили выступление. 

Забавный казус случился и во время показа программы «Магия фонтанов» во Франции. Перед спектаклем на манеже не очень хорошо постелили ковер — образовались стыки.

Мы, артисты, работаем на публику, поэтому под ноги на выступлениях почти не смотрим

— И я зацепилась за стык и упала… прямо в воду! Еще и реквизит за собой потянула. Готова была продолжить даже в таком состоянии, но муж уже собрал кошек. Поэтому поклонились и закончили номер. Потом наши иностранные коллеги шутили, что после нас уже можно было на сцену не выходить, — говорит Ольга. — Ты никогда не знаешь, что будет на манеже. Это всегда про импровизацию. И абсолютно нормально, что на живом выступлении что-то может пойти не так. Хотя в душе, конечно, переживаю.

«Не все домашние питомцы

живут так, как цирковые»

Удивительный факт: в цирке продолжительность жизни многих животных больше, чем в местах естественного обитания. Здесь им обеспечивают такие уход и заботу, которые в любом другом месте вряд ли встретишь. Это и супер сбалансированный рацион, чтобы питомец справлялся с физическими нагрузками, и постоянное пребывание рядом с хозяевами, улучшающее его психологическое состояние, и квалифицированная ветпомощь, которая всегда под рукой.

— Наши коты — настоящие долгожители. Некоторые живут по 20 лет и работают в манеже до преклонных лет. Но тем не менее, иногда животные уходят и от этого никуда не денешься. Мы обычно говорим, что они «уходят на радугу». Переживаем этот момент всегда сложно.

Абсолютно все наши коты умирали у меня на руках. Это очень важно, чтобы в свой последний миг они по-прежнему чувствовали связь с хозяином

Для Ольги и Алексея коты — это не просто партнеры по номеру, а «дочки и сыночки». Так ласково называют артисты своих любимцев. В цирке пара старается создать для них условия, приближенные к домашним: мягкие диванчики, лежаки, свободное перемещение вне клеток.

— Все коты отлично контактируют друг с другом. Вместе едят, спят, играют, выступают. Я для них — вожак и мама. А мой супруг скорее друг. Берем котов маленькими и растим их сами. Например, для маленьких мейн-кунов мы готовим так называемую  «кунью кашку» — это смесь из сырого мяса, потрошков, перепилиных яиц и других продуктов. Рацион цирковых животных намного более сбалансированный и продуманный, чем домашних. Некоторые коллеги шутят: «Усыновите нас, тоже хотим так питаться!».

Когда котята подрастают, им в меню вводят сухой корм. Им питомцы довольствуются и во время частых переездов в разные города и страны.

— Если на гастроли едем на машине, то они, конечно, с нами. Всю дорогу сидят на заднем сиденье, мы с ними разговариваем. В гостинице тоже ночуют с нами. На дальние расстояния перевозим их в специальной многоярусной клетке. Следим за температурным режимом в салоне, временем приема пищи, туалетом. Зимой все переноски в чехлах, чтобы котам не было холодно.

До мельчайших деталей продумано путешествие с животными, если предстоит лететь самолетом.

— Выкупаем места для каждого кота, просим коллег взять по одному под свою опеку. Очень люблю авиакомпанию «Аэрофлот» за то, что разрешают бронировать место и ставить рядом с собой груз до 15 кг. А мейн-куны ведь довольно большие и увесистые. Захар, к примеру, весит целых 14 килограмм. Для нас самое главное, чтобы коты во время путешествия были в минимальном стрессе.

«В европейских цирках

много «зеленых» и взрослых»

Ольга Безмен побывала с разными программами в огромном количестве стран и цирков. Выступала и в ближнем зарубежье, и во всемирно известном цирке Дю Солей, и в цирке, который курирует лично принцесса Монако Стефания. К слову, эта монаршая особа выступает за традиционный цирк с участием животных. Но далеко не во всех европейских государствах придерживаются такой позиции.

В Европе распространено движение зеленых. Многие экоактивисты выступают за цирки без животных

— Они строго следят за соблюдением всех норм и требований к содержанию питомцев, — объясняет дрессировщица. — Часто без предупреждения активисты заходят с проверками в цирк. Но нам никогда ни от кого не поступало каких-либо претензий.

Чтобы обеспечить своим котам комфортные условия, Ольга и Алексей перед поездкой подробно обсуждают свои требования с организаторами.

— Говорим, что если вы нам это предоставить не готовы, мы к вам не едем. К примеру, во Франции у кошек был свой отдельный караван, где они жили, а у нас свой. Перевозили нас вместе. В цирке, который курирует принцесса Стефания, к нам заглянули зеленые службы. Посидели в караване у котов и напоследок отметили, что ощутили там полный релакс. Кстати, европейские цирки сильно отличаются от отечественных таким пристальным вниманием к содержанию животных.

Еще одно отличие западных и наших цирков — аудитория. На постсоветском пространстве почему-то сложилось мнение, что это исключительно детское развлечение. А в Европе это искусство высоко ценится взрослым зрителем. И если вы попадете на представление, вряд ли будете наблюдать в зале большое количество детей.

 — Если честно, иногда даже обидно за наших цирковых артистов. Они делают просто невероятные вещи, а дети их оценить просто не в состоянии. Сейчас делают потрясающие программы с сюжетными линиями, почти настоящий спектакль. Люди рискую своей жизнью, здоровьем. Было бы здорово, если бы взрослые также приобщались к цирковому искусству.

«Мы разные, но мы вместе»

Для нас цирк — это вечное веселье, шоу, яркие костюмы, слепящие прожекторы, фокусы и разные чудеса. А какие эмоции он вызывает у самих артистов? Этот вопрос задали напоследок нашей  удивительной и незаурядной собеседнице.

— Цирк — это моя семья и моя жизнь. Благодаря нему у меня есть друзья по всему миру. В День рождения получаю около тысячи сообщений и еще неделю отвечаю на них. Люблю цирк за то, что мы все — вместе. Под одним куполом собираются люди разных национальностей, религий, мировоззрений, культур. У нас нет политики, есть только искусство.

ООО "МВИнновации"
Лента новостей
Загрузить ещё
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59